Когда просвещения слишком много. Рецензия на новую игру от Банка России

18.02.2022 16:48
Скопировать ссылку
Когда просвещения слишком много. Рецензия на новую игру от Банка России

Если российский Центробанк у вас совсем не ассоциируется с компьютерными играми, вы многого не знаете о Центробанке. На днях он разместил на портале «Финансовая культура» новую обучающую игру для детей «Космический детектив: тайна семи банкнот». В отличие от выпущенной три года назад «Тайны потерянной копилки» это не платформер, а квест, тематикой же «Космический детектив» напоминает простенькую игру со старого сайта ЦБ, в которой муравью позарез нужно было найти защитные признаки тысячерублёвой купюры. Да, квест посвящён выявлению поддельных денег - сразу скажу, не самой занимательной финансовой теме, но оттого только интереснее реализация задачи.

Итак, сюжет. Светлое будущее - вроде того, какое было у Алисы Селезнёвой. Космические корабли бороздят просторы Вселенной, свинки-копилки наделены искусственным интеллектом, но прогрессивному человечеству угрожает фальшивомонетчик, а без налички в космосе, сами понимаете, никак. Хуже того - под угрозой разорения малый бизнес, которым владеет семья главного героя. И потому он (или она - играть можно как за мальчика, так и за девочку, разницы никакой, но ребёнку проще ассоциировать себя с героем) должен найти записки, которые помогут отличить настоящие купюры от поддельных, а на финальном уровне поймать пакостного злодея. В качестве подсказчика герою выдан здоровенный разумный попугай.

Собственно квест прекрасен. Он абсолютно классический (нужно внимательно изучать локации и использовать подручные предметы), местами забавный, не слишком простой и не слишком сложный. Графика простенькая, но милая. После завершения каждого из четырёх уровней (одинаковых по сложности) нужно пройти мини-игру - найти перечисленные защитные знаки (от двух до пяти) на одной из современных российских банкнот. Без этого пройти на следующий уровень нельзя, то есть поиграть чисто в квест, игнорируя обучающий компонент, не получится, и в данном случае баланс обучения и игры отлично соблюдён.

Пожалуй, единственным минусом здесь можно назвать излишнюю обстоятельность разыскиваемых «записок». В каждой из них нам показывают тот или иной защитный признак на всех купюрах, и если в отдельных случаях это обоснованно (например, расположение защитной нити или элементов с изменяющимся при наклоне цветом на разных банкнотах разное), то в других случаях (рельефные метки, водяные знаки и пр.) многократно повторяется одно и то же. Читать всё это скучно, внимание ослабевает, и новая информация усваивается уже плохо. Впрочем, дальше будет хуже.

После того как все записки найдены, мы переходим к главной интриге - поиску преступника. Для этого нужны «улики», которые выдаются при прохождении мини-игр. А вот теперь сюрприз номер раз - мини-игр тут 28, все они по сути одинаковые и заключаются, как я уже упоминал, в поиске защитных признаков на банкнотах. Это настолько скучно, что можно навсегда потерять желание проверять деньги на подлинность что в игре, что в жизни.

Но погодите расстраиваться, ещё успеете. Сюрприз номер два - каждую из мини-игр невозможно закончить иначе как победой. Нельзя не только проиграть, но даже выйти в основную линию, можно только закрыть всю игру, а она, представьте себе, не сохраняется, и, выйдя, придётся всё начинать сначала. Было бы полбеды, но некоторые из мини-игр реально сложные и требуют запоминания абсолютно всей информации из объёмных «записок». В одном случае мне после тщетных усилий даже пришлось параллельно открыть банкнотный раздел на сайте Центробанка. И знаете что? Это не помогло, поскольку в игре искомый признак (микрографика на лицевой стороне 2000 рублей) находится совсем не в том месте, в каком он указан на сайте ЦБ. Как вы уже догадались, мне пришлось закрывать игру и проходить весь квест заново, по пути внимательно изучив «записку» о микрографике.

Таким образом, игра буквально заставляет зазубрить расширенный курс по выявлению фальшивых банкнот. Справедливости ради, найти преступника тут можно и не проходя абсолютно все мини-игры - есть список подозреваемых, и можно просто угадывать (хотя после каждой ошибки для получения новой попытки надо пройти несколько мини-игр). Но этот путь неочевиден - задумка разработчиков явно в том, чтобы игроки «обработали» как можно больше банкнот. Логика в угадывании преступника тоже не поможет.

Резюмирую: не берусь утверждать, что я останусь единственным человеком, который прошёл «Тайну семи банкнот» до конца, но и исключать такую вероятность не стану. К слову, когда я таки нашёл фальшивомонетчика (но кто он, я вам не скажу), мне показали завершающий сюжет мультик, назвали молодцом и предложили пройти игру ещё раз - нет уж, спасибо.

Если предыдущая детская игра от Центробанка - «Тайна потерянной копилки» - огорчала возможностью игнорировать обучающий компонент и проходить уровни, просто бегая персонажем, то с «Космическим детективом» всё ровно наоборот, и это куда хуже. Образовательный потенциал тут несомненен, но сомнительно, что даже самым терпеливым детям удастся его освоить, а удовольствие от собственно квеста будет изрядно подпорчено. Ставлю игре 6 баллов из 10.

Если вы дочитали до этого места, то вас может также заинтересовать рецензия на игру «Тайна потерянной копилки».


Постскриптум. Три вопроса Центробанку

Неясными для меня остались некоторые моменты, не влияющие на оценку игры. Во-первых, почему тайна семи банкнот, а не восьми? За что обидели десятку (именно она отсутствует в игре)?

Во-вторых, не запоздала ли эта игра? Через считанные месяцы, а то и недели в оборот запустят новую сторублёвую банкноту, а вслед за ней обновят и всю денежную линейку. Защитные признаки на новых купюрах будут немного иными, так зачем заставлять детей заучивать детальное расположение этих признаков на старых купюрах? Конечно, они тоже останутся в ходу, но всё же.

В-третьих, насколько вообще актуальна тема фальшивомонетничества в финансовом просвещении? Оборот поддельных денег сейчас очень мал - лишь одна из десятков тысяч банкнот фальшивая, а по мере обновления линейки ситуация станет ещё лучше, ведь подделывать купюры нового образца (200 и 2000 рублей) мошенники так и не научились. К тому же россияне и особенно молодёжь активно используют безнал. В этих условиях не лучше было бы посвятить компьютерную игру, на разработку которой потрачено немало времени, сил и средств, чему-нибудь более полезному? Например, выявлению телефонных и интернет-мошенников.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Скриншоты сделаны при прохождении игры на портале "Финансовая культура".

Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 3582
Читайте нас в