Завершив общественное обсуждение новой пенсионной формулы, Минтруд неожиданно «подсунул» в нее еще несколько поправок. Основная из них чревата резким увеличением обязательного стажа для низкооплачиваемых работников на 7 - 10 лет, но на практике повредит лишь трудящимся в теневой экономике
Пенсионная реформа, о которой в последнее время все несколько подзабыли, вновь оказалась в центре внимания. Причиной тому стал довольно странный шаг со стороны Минтруда: разработанная им же, прошедшая общественное обсуждение и формально получившая одобрение населения новая пенсионная формула подверглась новым изменениям. Причем изменениям весьма неоднозначным и вызвавшим резонанс в СМИ.
Во-первых, в министерстве решили повысить пенсионные коэффициенты за время службы в армии и отпуска по уходу за ребенком. Повышение незначительно - в 1,1 раза, но все же сделает будущую пенсию призывников и родителей чуть побольше. Собственно говоря, по этому поводу возражений ни у кого не возникло.
Во-вторых - и эта поправка уже вызвала осуждение экспертного и журналистского сообщества - суммарный период ухода за детьми, зачисляемый в стаж сокращен с 7,5 до 4,5 лет. Это значит, что женщина (естественно, в подобные отпуска уходят преимущественно женщины) получит стаж в периоды ухода за первым, вторым и третьим ребенком (на каждого ребенка полагается 1,5 года входящего в стаж отпуска), но будет лишена подобных привилегий при рождении четвертого и последующих детей. Согласно данным последней переписи, в России числится 230 тыс. семей с четырьмя и более детьми. Даже учитывая тенденцию к сокращению многодетности, ущемленными новой пенсионной поправкой все равно могут оказаться порядка 200 тыс человек.
И наконец - самое дискуссионное новшество от Минтруда. Теперь в проекте пенсионной формулы среди двух непременных условий получения страховой пенсии наряду со стажем в 15 лет (это положение осталось без изменений) значится новое количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) - 33 штуки. А было 23: увеличение, как видим, весьма значительное. Впрочем, для того, чтобы понять, как это отразится на будущих пенсионерах, необходимо разобраться в том, что же собственно такое индивидуальный пенсионный коэффициент.
По сути это балл, ежегодно начисляемый трудящемуся в зависимости от размера его «белой» зарплаты и выбора пенсионной модели. Чем выше зарплата - тем больше балл. Чем меньшая доля пенсионных отчислений уходит в накопительную часть (на выбор, напомним, имеются 2% и 6%) - тем он также выше. Чем больше этих баллов накопит человек к выходу на пенсию - тем больше она будет. Ну а если их будет меньше 33 (согласно новой поправке), то человек вообще не получит страховую (основную) пенсию либо ему придется поработать еще, дабы добрать недостающие коэффициенты.
Именно поэтому неожиданный финт Минтруда в прессе расценили как глубоко антисоциальный, подчеркивая, что увеличение минимального ИПК с 23 до 33 заставит работников с низкими зарплатами выходить на пенсию позже примерно на 5 лет. Однако верно ли такое толкование?
Портал «БанкИнформСервис» рассчитал последствия такой поправки, используя опубликованную на сайте ПФР новую пенсионную формулу (настолько сложную, что подобных разъяснений в данном случае, пожалуй, лучше избежать).
Итак, на трудящихся со среднестатистической зарплатой (сейчас это 27,9 тыс. рублей) поправка не скажется никак: они за обязательные 15 лет стажа наберут как минимум 40 пенсионных коэффициентов.
Впрочем, критики и напирают на то, что новшество обидит людей, чьи «белые» зарплаты близки к минимальному размеру оплаты труда (сегодня - 5205 рублей). Эта критика не вполне состоятельна, поскольку и в прежней редакции пенсионная формула «заставляла» таких бедняков работать от 32 до 39 лет (в зависимости от пола и доли накопительной пенсии). И никого это не волновало, так как всем априори было ясно, что людей, сидящих всю жизнь на «минималке», практически нет. Кстати, обязательный стаж для этой категории по новой поправке увеличивается не на пять, а в среднем на три года.
Хуже обстоит дело для работников, имеющих «белую» зарплату на уровне 8-15 тыс рублей, а таковых, по подсчетам Высшей школе экономики, в России до 7 млн человек. Например, граждане, получающие порядка 2 МРОТ (10,5 тыс рублей), раньше могли рассчитывать на страховую пенсию по истечении 17,5 - 24,3 лет стажа (опять-таки в зависимости от пола и доли накопительной пенсии), теперь этот срок для них повышен до 25 - 35 лет. Иначе говоря, увеличение минимального пенсионного коэффициента с 23 до 33 увеличит обязательный стаж таких работников на срок от 7,5 до 10,5 лет.
Однако утверждать, что это заставит людей в массовом порядке позже выходить на пенсию, неверно. На сегодняшний день средний стаж при выходе на пенсию составляет, по данным Минтруда, 32 года. То есть, на большинстве низкооплачиваемых работников пресловутая поправка вообще не скажется: они в любом случае отработали бы этот срок. А вот тем из них, кто долгое время не трудился или трудился неофициально (без «белой» зарплаты), новая редакция формулы принесет немало проблем.
Мотивы Минтруда в этом деле довольно туманны. Во всяком случае это не скрытое повышение пенсионного возраста. Логичнее всего объяснить инициативу стремлением побудить граждан к выходу из теневого сектора экономики, что положительно скажется не поступлениях в ПФР. С другой стороны, согласно расчетам Высшей школы экономики, представленным на этой неделе, новая пенсионная формула и в прежней своей редакции позволит казне экономить порядка полтриллиона рублей в год. Стоит ли дополнительная выгода таких резких и не вполне приличных с точки зрения общественности движений министерства - вопрос остается открытым.
Во всяком случае пенсионной формуле предстоит еще неоднократное обсуждение в правительстве, а впоследствии - в Госдуме и, вероятно, этой осенью мы увидим еще немало таких неожиданных предложений.