
Рынок криптовалюты может появиться в России в течение пары ближайших лет. Столь оптимистичный прогноз прозвучал сегодня на Финополисе-2025, и исходил он от Центробанка.
«Нам бы хотелось, чтобы законодательство было принято в 2026году, чтобы к концу года появились компании с лицензиями», – заявил первый зампред Банка России Владимир Чистюхин. В течение 2027 года, по ожиданиям ЦБ, все, кто хочет работать с криптовалютой, смогут легализовать свою деятельность, а в отношении тех, кто не захочет этого сделать, введут наказание.
Минфин в лице замминистра Ивана Чебескова выразил солидарность: «Мы готовы двигаться в тех сроках, которые обозначил ЦБ».
Однако дискуссия развернулась вокруг того, как именно создавать рынок и каких игроков следует допускать до криптовалютных торгов. ЦБ считает, что столь высокорисковый инструмент подходит только особо квалифицированным инвесторам (в обиходе известным как суперквалы). «Просто квалы многие получали статус в очень лояльном поле, не факт, что они готовы нести риски», – отметил Владимир Чистюхин.
С ним не согласились банкиры. Главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский указал, что криптовалютой уже сейчас активно торгуют около 7 млн россиян, а суперквалов всего 30-40 тысяч.
Между тем, объем операций доходит до 180 млрд долларов в год, и очевидно, что создавать свой рынок необходимо, чтобы деньги не уходили из страны. С ним согласился первый зампред Сбера Александр Ведяхин.
Верхошинский предложил обеспечить более широкий доступ к крипторынку, протестировав его в ограниченной зоне – например, в Калининграде. Ведяхин в качестве альтернативы предложил начать с экспериментального правового режима.
Председатель наблюдательного совета Мосбиржи Сергей Швецов занял более крайнюю позицию, предлагая сразу создавать массовый рынок: «Если придумать зоны-режимы, мы только на юридические дискуссии потратим лет пять». По его мнению, криптовалюта достаточно простой продукт, чтобы допускать к ней массового инвестора: «Для меня акции ВТБ более сложный инструмент, чем биткоин».
Владимир Чистюхин не согласился, подчеркнув, что популярность продукта не делает его менее рискованным: «От МММ пострадало по разным оценкам от 2 до 10 млн человек. Означает ли это что нужно сказать: давайте, раз столько людей в это верит, надо легализовать?».
Также разошлись мнения относительно того, стоит ли в перспективе покупать криптовалюту в состав госрезервов. Владимир Верхошинский назвал это красивым шагом, но представитель ЦБ твердо заявил, что идти на это сразу после легализации криптовалют не стоит.
Согласовать позиции спикерам так и не удалось, и сошлись они только на необходимости создания криптовалютного рынка в ближайшем будущем.