Продажи новых легковых автомобилей в России растут. Так, согласно данным аналитического агентства «Автостат» за прошедшие 11 месяцев 2024 года в стране было продано более 1,4 млн новых легковых автомобилей - это на 54,1% больше, чем в январе - ноябре прошлого года.
Этот рост логично сопровождает и оживление на рынке автокредитования. Так, по данным ЦБ, с января суммарный портфель автокредитов вырос почти в полтора раза: с 1,7 трлн в начале года до 2,56 трлн на 1 ноября.
«Такая динамика роста объемов выданных автокредитов объясняется, прежде всего, эффектом низкой базы из-за дефицита новых автомашин в 2023 году, - считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. - При этом после «рекордных» выдач марта-сентября текущего года, в октябре выдача автокредитов ощутимо упала. После введения в середине года макропруденциальных ограничений в автокредитовании снижение темпов роста в данном сегменте стало очевидным. И во многом это связано именно с тем, что автокредитование стали покидать наиболее закредитованные заемщики. Тем не менее по сравнению с прошлым годом темпы выдачи автокредитов сохраняются на достаточно высоком уровне».
По словам Волкова, спрос на автокредиты поддерживается с помощью акций и скидок от дистрибьюторов, субсидированных ставок от автопроизводителей и общим ростом потребительской активности.
В банках подтверждают положительную динамику в этом секторе. Так, в Абсолют Банке рассказали, что за первых два месяца 4 квартала банк выдал автокредитов на 23% больше, чем за весь 3 квартал.
«От месяца к месяцу объемы выдач растут, что связано не только с рыночным фактором - рост спроса в ожидании повышения стоимости автомобилей, но и с внутренними изменениями. В 2024 году банк перезапустил кредитный конвейер, и это позволило нам существенно увеличить объемы кредитования», - говорит заместитель руководителя Абсолют Банка в Екатеринбурге Ирина Бормотова.
Среди причин, повлиявших на всплеск спроса, эксперты называют предстоящее повышение размера утилизационного сбора. «Сейчас на рынке автокредитования наблюдается ажиотаж, и мы связываем такой повышенный интерес с тем, что с 2025 года ожидается увеличение утилизационного сбора. Люди понимают, что приобрести автомобиль до конца этого года будет экономически выгоднее», - рассказали в пресс-службе Сбербанка.
В Ингосстрахбанке сообщили, что пик спроса пришелся на конец лета - начало осени, а сейчас рынок сдерживают высокие ставки. «Спрос на автокредиты мы фиксируем по количеству поступающих заявок от наших партнеров - автодилеров. Наибольшая активность была отмечена в период с июня по сентябрь. Роста спроса на ожидании повышения утильсбора с 1 января 2025 года не наблюдаем, так как встречное снижающее давление оказывает повышение ключевой ставки», - констатирует начальник управления автокредитования Ингосстрах Банка Андрей Еременко.
Ставки вырастут, а получить кредит будет сложнее
В 2025 году такого бурного роста, вероятно, уже не будет, возможен даже спад. По оценке ВТБ, в следующем году физлица получат на покупку легковых авто порядка 1,5 млн кредитов, что будет на 10% ниже итогов 2024 года. Однако объемы рынка автокредитования будут сопоставимы с результатом 2024 года - 2,1 - 2,3 трлн рублей. Это обусловлено ростом средней суммы кредита вслед за повышение цен на авто.
Эксперты отмечают, что на динамику рынка будут влиять сразу несколько причин: повышение стоимости автомобилей, высокие ставки по кредитам, индексация утильсбора, введение обязательного документального подтверждения доходов при сумме займа более 1 млн рублей и планируемое вступление в силу акропруденциальных лимитов ЦБ.
«В следующем году мы ожидаем сокращения кредитования при продолжении роста ключевой ставки и увеличении стоимости автомобилей в связи с повышением утилизационного сбора и изменением курса национальной валюты», – прогнозирует Ирина Бормотова.
Впрочем, в предновогодний сезон и рождественские каникулы еще будет возможность взять автомобиль в кредит выгодно.
«В конце года добавятся скидки дилеров, которые будут стремиться «закрыть» год, а в начале следующего на руку покупателям будет играть эффект «прошлогоднего» автомобиля», - прокомментировал начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.
Что такое утильсбор и как он влияет на стоимость авто?
Утилизационный сбор - это специальный сбор за утилизацию автомобиля по определенным нормативам (технологическим и экологическим). Его оплачивают при производстве или ввозе машин на территорию России. Естественно, что эти расходы производители и продавцы включают в стоимость машины.
Размер утильсбора определяется государством и зависит от года выпуска машины, объема двигателя, веса автомобиля и других характеристик. Базовая ставка остается неизменной - 20 тыс. рублей, а вот коэффициенты будут постоянно расти, причем в некоторых случаях – в разы.
Как и когда будет изменяться этот обязательный платеж до 2030 года определено в Постановлении Правительства РФ № 1255. «Утиль» в текущем году повышался 1 октября, следующая индексация состоится 1 января 2025 года. Следующие пять лет сбор регулярно будет повышаться с 1 января.
Что такое макропруденциальные ограничения и как они изменят автокредитование?
Макропруденциальные лимиты (МПЛ) – это ограничение доли, которую может занимать тот или иной вид кредита в общем объеме займов или более широком сегменте. Устанавливает такое ограничение Центральный банк. Сейчас такие лимиты уже действуют в сегменте потребительского кредитования. В ноябре текущего года Владимир Путин подписал закон, позволяющий регулятору применять макропруденциальные лимиты также к ипотеке и автокредитам. Это право ЦБ получит с 1 апреля 2025 года.
Цель таких ограничений – сократить выдачу рисковых кредитов.
Что все это означает для обычных людей, которые собираются взять автокредит? Банки будут более тщательно подходить к оценке заемщиков и уровню их долговой нагрузки. Также, вероятно, аккуратнее будут выдавать кредиты на длительный срок. Придется постараться и доказать банку, что вы в состоянии выплачивать кредит и сохраните свою платежеспособность на протяжение всего срока кредитования.