Итоги и прогнозы от Банка Русский Стандарт: биометрический платеж, безналичные чаевые, программы лояльности и геймификации

06.01.2020 10:00
Скопировать ссылку
Итоги и прогнозы от Банка Русский Стандарт: биометрический платеж, безналичные чаевые, программы лояльности и геймификации
Фото: Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис»

Итоги банка

Уходящий год стал для Банка Русский Стандарт годом инноваций. Это внедрение оплаты по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП), проведение первого в стране биометрического платежа, регулярное совершенствование мобильного банкинга - иными словами активная, с помощью новых технических разработок, поддержка миграции населения в безналичные и бесконтактные платежи.

QR-код

Важным этапом в развитии платежной системы стало внедрение Системы быстрых платежей. Русский Стандарт вошел в число российских банков, подключившихся к ней. Оператор СБП - Банк России. В 2019 году Банком Русский Стандарт реализована возможность приема оплаты через СБП как по статическому QR-коду, который особенно удобен для благотворительных пожертвований, так и по динамическому - он пользуется популярностью у крупнейших розничных ритейлеров. В сегменте e-commerce мы также запустили решение, при котором QR-код используется для онлайн-оплаты на сайте продавца, внедрив технологию у лидеров рынка. Благодаря эквайрингу банка частные инвесторы получили возможность пополнять брокерские счета с использованием СБП.

Биометрический платеж

Вместе с компанией «Ростелеком» в 2019 года Банк Русский Стандарт внедрил сервис оплаты покупок в магазинах с использованием технологии распознавания лица. Первый платеж при помощи биометрических данных, полученных из Единой биометрической системы, был проведен Банком Русский Стандарт и компанией «Ростелеком» на Форуме инновационных финансовых технологий Finopolis.

Безналичные чаевые

Банком Русский Стандарт вместе с международной платежной системой Visa в России запущен сервис безналичной оплаты чаевых. Благодаря нему российский ресторанный сегмент бизнеса получил возможность оплаты чаевых за обслуживание в кафе и ресторанах безналичным способом. Сервис использует технологию карточных переводов и может работать как в формате ресторанного обслуживания при оплате гостем счета, так и в формате быстрого обслуживания на кассе, когда посетители берут продукцию с собой.

Ключевые тренды 2019 года

Рост популярности мобильного банкинга:

Одна из главных тенденций, на которую в 2019 году ориентировался в своей работе весь банковский сектор - рост финансовой грамотности россиян на фоне всеобщей смартфонизации. Как результат - активный переход клиентов банков в мобильные приложения, решения практически всех повседневных задач с помощью них. Банк активно работали над совершенствованием своих приложений. Только за первое полугодие 2019 года Банк Русский Стандарт выпустил более 10 обновлений RSB Mobile и в грядущем году собирается лишь наращивать потенциал мобильного банкинга.

Факт тотального перехода клиентов Банка Русский Стандарт в Мобильный банк подтверждается значительным ростом количества операций в приложении в 2018 и первой половине 2019 года - на 53% по сравнению с 2017 годом. В первом полугодии 2019 года увеличилось число новых пользователей дистанционных каналов обслуживания банка на 31,39% по сравнению с первыми 6 месяцами 2018 года.

За три квартала 2019 года топ-3 российских города (исключая бессменных лидеров - Москву и Санкт-Петербург), где Мобильный банк использовали чаще всего, выглядит следующим образом:

- Казань, средний чек - 13 125 руб.;

- Краснодар, 9 046 руб.;

- Екатеринбург, 10 483 руб.

Немаловажный факт - динамичный рост популярности мобильного банкинга у поколения 55+. Так, за три квартала 2019 года на эту возрастную категорию пришлось 6,61% операций, тогда как в аналогичном периоде 2018 года - всего 5,82%. Стремительный рост активности в RSB Mobile был замечен у пользователей 55-65 лет - за три квартала 2019 года он составил 87,7% (по сравнению с тем же периодом прошлого года).

Молодежь 21-25 лет - одна из самых активных групп клиентов в Мобильном банке. К слову, Екатеринбург, по данным статистики Банка Русский Стандарт, с января по сентябрь 2019 года вошел в топ-5 российских городов, где молодежь совершала наибольшее количество операций в Интернет- и Мобильном банках:

- Москва, со средним чеком - 26 199 руб.;

- Санкт-Петербург, 42 879 руб.;

- Казань, 6 496 руб.;

- Волгоград, 6 120 руб.;

- Екатеринбург, 8 300 руб.

Падение интереса к валютным вкладам в пользу рублевых

Еще один тренд последнего времени - изменение предпочтений населения по валюте размещения средств. Всеобщий тренд - рост интереса к рублевым вкладам и падение - к долларовым. Спрос населения на валютные вклады в стране продолжает активно снижаться.

Признанный лидер 2019 года - рубли, которые демонстрировали высокую доходность по вкладам. За три квартала 2019 года интерес к рублевым вкладам продолжил расти - средняя сумма выросла на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня депозиты в рублях по-прежнему предпочитает большинство клиентов Банка Русский Стандарт. Спрос россиян на вклады в долларах с января по сентябрь 2019 года также рос, но менее активно, чем на рублевые - их средняя сумма по сравнению с тремя кварталами 2019 года увеличилась на 5,5%.

Риторика Банка России, а также активное обсуждение в обществе готовящихся циклов снижения ключевой ставки, видимо способствовали тому, что население стремилось откладывать сбережения и оформляло вклады по выгодной текущей ставке.

Рост интереса к СБП

Подключение российских банков к Системе быстрых платежей Банка России заметно поменяло привычный финансовый ландшафт. Особенно в области переводов между физлицами. Так, всего за несколько месяцев с момента подключения в Мобильном банке Русского Стандарта в июле 2019 переводов между клиентами через СБП, их доля от общей суммы успела приблизиться почти к половине и составила 45,14%.

Статистика банка с июля по декабрь 2019 показала, что пока классические переводы между клиентами (c2c-переводы) Русского Стандарта и любых других банков в мобильном приложении лидируют (на их долю приходится 54,86%). Однако картина платежного поведения клиентов Русского Стандарта начала стремительно меняться с момента подключения банка к СБП. Аналитики банка отметили динамичный переток клиентов в СБП.

В Банке Русский Стандарт с июля по декабрь наметилось явное снижение доли традиционных с2с-переводов в Мобильном банке в общей массе переводов как по сумме, так и по количеству. В августе она упала до 57,16% относительно общего оборота, тогда как еще в июле была 80,18%. В октябре же общая сумма переводов между клиентами через СБП и вовсе превысила сумму классических c2c-операций в Мобильном банке - 51,86% против 48,14%.

Прогнозы на 2020 год

Продолжение миграции населения в мир безналичных платежей.

Как результат - активное развитие банками инновационных технологий безналичной оплаты, а также сервисов бесконтактной оплаты, расширение функционала мобильных приложений и т.п.

Программы лояльности и геймификация

Один из современных финансовых трендов, который получит свое развитие и в грядущем году - активное использование банками программ лояльности с Сashback. Статистика Банка Русский Стандарт показывает, что среди разных типов программ лояльности у клиентов наибольшей популярностью пользуются именно карты с Cashback. Еще несколько лет назад наибольшей популярностью пользовалась модель «экономить здесь и сейчас» - клиенты пользовались скидками и бонусами непосредственно при покупке. Сегодня же в приоритете модель «накопить и заработать» - население по достоинству оценило все преимущества использования карт с Сashback.

Банки заинтересованы в повышении привлекательности своих карт для клиентов, расширении клиентской базы, увеличении количества транзакций- именно поэтому они так активно занимаются продвижением своих программ лояльности по картам.

Банк Русский Стандарт постоянно разрабатывает акции с партнерами из самых разных категорий. Его аналитики отмечают уверенный рост оборотов по картам, работающих по программе лояльности, в среднем на 5-10%.

Молодые люди активнее других пользуются преимуществами программы RS Cashback (возврат клиенту части потраченных средств за покупки по карте). Так, средний возраст клиентов, которые предпочитают сashback, - до 35 лет. Милениалы рассматривают как игру по накоплению сashback бонусов, чаще других участвуют в специальных акциях, активно копят и тратят свои баллы.

Современная жизнь диктует новые принципы построения диалога банка с клиентом. Стиль жизни молодого поколения, с малых лет окруженного яркими картинками шоу, мультфильмов, компьютерных игр, имеющее под рукой большой выбор развлечений на любой вкус, диктует воплощения в жизнь одного из самых перспективных и актуальных инструментов на сегодня - геймификации. Именно поколения Y и Z, или миллениалы, предпочитающее игровые формы поощрения - целевая аудитория финансового сектора. Ведь уже лет через 5 они станут основным источником прибыли для банков. Уже сегодня можно наблюдать взрывное развитие квестов, ориентированных на поколения Y и Z. Привлечь и удержать клиентов будущего - миллениалов - поможет грамотная стратегия бонусов в сочетании с индивидуальными программами лояльности и геймификационной составляющей.

Молодым людям до 35 лет недостаточно просто получать выгоду от покупок, им важны игровые элементы в механике начисления бонусов. И это неудивительно: важный атрибут существования миллениала - «фан» (от англ. fun) - все, что делает жизнь легкой и забавной. Таким образом геймификация становится основным приоритетом большинства банков, которые стараются идти в ногу со временем.

Биометрия

Проведение в 2019 году первого биометрического платежа даст заметный толчок успешному внедрению в банковскую сферу подобной инновационной технологии и в будущем году. Все банки обязали с 2020 года предоставлять услуги по биометрии. Клиенты, которые сдали биометрию, смогут обращаться за услугами в любой банк без документов или дистанционно. Если раньше с помощью биометрии можно было получить только базовые банковские услуги, за которыми клиенты обращаются не так часто: открыть счет или вклад, оформить кредит или сделать перевод, то теперь биоэкваринг успешно дополнит количество сервисов именно такой технологией, которая нужна каждый день - оплата товаров.

Благодаря биометрическим платежам скоро можно будет расплачиваться на кассе, не имея с собой ни смартфона, ни банковской карты, ни любого другого платежного инструмента, ни бумажных документов, просто посмотрев в камеру. Такие инновации в финансовом мире - это будущее, которое мы можем встретить лицом к лицу (в прямом смысле этого слова) уже сегодня.

Полные итоги и прогнозы банков публикуются на Bankinform.ru в рубрике «Итоги-2019»

Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 11212
Читайте нас в