Что такое структурный продукт?

Рассказываем о сложном финансовом продукте

Что такое структурный продукт?
Фото: pixabay.com

Данная статья разработана в рамках проекта Министерства финансов РФ по повышению финансовой грамотности

Что это такое?

Структурный продукт - финансовый инструмент, доходность которого зависит от других, более простых инструментов, входящих в его состав.

Структурные продукты - инвестиционные инструменты, которые выпускаются банком и могут продаваться через брокера, управляющую компанию или страховую компанию.

Структурные продукты - комплексные финансовые инструменты, основанные на более простых базовых финансовых активах. По своей сути они представляют готовые инвестиционные стратегии, обычно являющиеся комбинацией традиционных консервативных вложений и инвестиций в высокорискованные инструменты. Такая комбинация при благоприятном стечении обстоятельств, позволяет не только сохранить основной капитал клиента, но и получить хороший доход, превосходящий ставки банковского депозита. При неблагоприятном стечении обстоятельств клиент получает первоначально вложенный капитал.

Базовые понятия

Для понимания сути структурного продукта (СП) необходимо рассмотреть связанные с ним базовые понятия:

1) Защитная часть СП. Это бОльшая часть капитала, которая размещается в консервативные инструменты с фиксированной доходностью. Цель - за счет прироста стоимости защитной части к окончанию срока продукта обеспечивается возврат первоначальной суммы вложений.

2) Доходная часть - меньшая часть капитала, которая вкладывается в рискованные, но потенциально высокодоходные инструменты. Цель - дать клиенту доход, превышающий ставки банковского депозита.

3) Базовый актив (БА) - это объект для размещения доходной части СП. Базовым активом может быть акция, биржевой индекс, ЕTF и другие.

4) Коэффициент участия (КУ) - доля клиента в доходе, показывает в процентном соотношении, какую часть доходности Базового актива получит инвестор. При формировании продукта или покупке готового продукта, клиент заранее видит свой коэффициент участия. Выражается в числах или в процентах.

Например, КУ клиента составляет 50% (0,5), доходность базового актива за 1 год составила 30%, таким образом, инвестор получит 30%*0,5=15%. Отсюда следует, чем выше КУ, тем выше прибыль, но тем выше и риск. При КУ, равном 1 или 100%, как правило, речь идет о продуктах с применением кредитного плеча (например, фьючерсы).

5) Коэффициент защиты капитала (КЗК) - показывает, какую часть первоначально вложенной суммы получит клиент в случае неблагоприятного развития событий. Например, при КЗК равном 100%, клиент в любом случае получает вложенные средства.

Соответственно, если клиент приобретает самый простой вид структурного продукта с защитой капитала 100%, и доходность клиента зависит от роста базового актива, то у нас возникает минимум два сценария развития событий.

Первый: при росте БА клиент получает первоначальный капитал, а также доход от роста БА, скорректированный на его КУ.

Второй: при падении БА или если цена его не изменилась, клиент получает назад вложенные средства.

6) Дата экспирации - дата окончания продукта.

Таким образом, при покупке СП клиент должен понимать следующие характеристики продукта: срок, КЗК, КУ, комиссии за управления (могут взиматься брокером или управляющей компанией), базовый актив, условие получения дохода, условия досрочного истребования капитала до истечения срока действия продукта.

У СП есть черты сходства с депозитом, так как инвестор должен знать срок продукта, сумму вложений, уровень защиты капитала и формулу расчета доходности ДО того, как он его приобрел.

Способы и признаки классификации СП

По признаку гарантированности капитала СП бывают:

- со стопроцентной гарантией капитала. Это означает, что не зависимо от поведения цены на базовый актив, клиент в худшем случае получает назад первоначально вложенные денежные средства.

- с частичной гарантией капитала. Например, КЗК, равный 95% или 75%. По общему правилу, при снижении КЗК растет коэффициент участия или доля клиента в доходе. Однако, при снижении стоимости базового актива, клиент получает лишь 95% или 75% первоначально вложенного капитала.

- без гарантии капитала. Самые рискованные и самые доходные.

По признаку конвертируемости СП делятся на:

- конвертируемые, которые предполагают, что клиент получает активы (как правило, акции), лежащие в основе СП, в случае, если необходимый положительный результат не был достигнут. Такие продукты не имеют 100% КЗК, но дают возможность клиенту заработать прибыль от дальнейшего роста ценных бумаг. Почти все конвертируемые СП являются купонными (т.е. по ним уплачивается регулярный доход - купон).

- неконвертируемые. К этому виду относится большая часть СП. Они не конвертируются в базовый актив и все расчеты по ним происходят в денежной форме. Все СП со 100% КЗК являются неконвертируемыми.

По наличию или отсутствию купона:

- купонные - предполагают выплату клиенту фиксированного процента дохода от суммы первоначального капитала. Если СП имеет срок менее года, купон выплачивается в момент экспирации продукта. В долгосрочных продуктах выплаты производятся раз в квартал, раз в полгода, раз в год. По общему правилу, купон является фиксированной величиной. Он может быть прописан в договоре, а может быть и не прописан, но зафиксирован любым иным способом, например, в личном кабинете клиента. Выплата купона может быть безусловной, т.е. не зависимо от поведения цены на базовый актив. А может быть так, что выплата купона зависит от наступления определенного условия. Например, все цены/цена входящих в продукт базовых активов в купонную дату (по иному: дату наблюдения, купонный период и т.д.) должны быть выше первоначальной цены при запуске продукта.

- бескупонные. Они не предусматривают фиксированных выплат. Доход по таким СП формируется из прироста стоимости базового актива, входящего в СП.

По юридической оболочке:

- барьерные ноты. Самый рискованный вид СП. Защита капитала - условная. Возврат вложенных средств не гарантируется, так как капитал не делится на защитную и доходную части. Вся сумма вкладывается в корзину активов: акции, валюту, фьючерсы и т.д. если сработает одно из условий барьера (например, цена одного из активов упадет ниже установленного уровня), то клиент получает обратно не деньги, а подешевевшие активы.

- полисы ИСЖ. Инвестиционное страхование жизни - это наиболее знакомая гражданам разновидность СП. Представляет собой полис страхования жизни с возможностью получения инвестиционного дохода. Если с клиентом в течение срока действия программы случается страховой случай (уход из жизни), близкие клиента (выгодоприобретатели по полису или наследники по закону) получают страховую выплату. При дожитии клиента до окончания срока действия продукта, клиент получает сумму первоначальных вложений с возможным инвестиционным доходом. Этот вид СП банки наиболее активно предлагают своим клиентам. Порог входа небольшой - от 50 000 рублей. Сроки в основном составляют от 3 до 5 лет.

- продукты в рамках доверительного управления (ДУ). Банки могут предлагать клиентам СП в виде инвестиционных стратегий доверительного управления по договору с управляющей компанией (чаще всего, одноименной). Порог входа от 100 000 рублей и выше. Сроки инвестирования от 2 лет. Управляющие компании взимают за свою работу комиссию в виде процента от суммы активов. Кроме этой комиссии управляющая компания может взимать комиссию за успех (от 10 до 25% от заработанного дохода). СП от управляющей компании может быть как в рублях, так и в иностранной валюте. В конце срока инвестиционный доход облагается НДФЛ (13% для резидентов, 30% для нерезидентов). Продукт доверительного управления можно открыть в рамках индивидуального инвестиционного счета (ИИС) и получить налоговый вычет на сумму вложенных средств в размере до 52 000 рублей в год, что частично нивелирует риск нулевой доходности по продукту. Необходимо различать инвестиции в ПИФы и в СП в рамках ДУ. В первом случае клиент покупает мобильный и ликвидный инвестиционный инструмент, который не имеет защиты капитала. Однако, клиент имеет возможность в любой момент продать пай, превратив инвестиции в реальные деньги и получив всю накопленную к этому моменту доходность. В случае СП в рамках доверительного управления клиент покупает готовый продукт с жестким сроком действия, часто со 100% защитой капитала и с определенным коэффициентом участия (долей клиента в доходе от роста базового актива).

Кроме вышеперечисленных, СП могут открываться на один базовый актив или на корзину активов, на рост или падение базового актива, выпускаться коммерческими или инвестиционными банками, брокерами, самостоятельно собранными под конкретного клиента стратегиями или готовыми продуктами.

Плюсы вложений в СП:

1) Защита капитала. Возможность для инвестора самому установить уровень своего максимального убытка. Страх потерять деньги - главный фактор, который чаще всего останавливает клиентов от самостоятельного инвестирования на бирже.

2) Неограниченная потенциальная доходность.

3) Большой выбор СП, в зависимости от уровня защиты капитала, срока, суммы, базового актива, коэффициента участия.

4) Часть СП дают возможность инвестору получить доход не только на росте рынка, но и на его падении.

5) Один из простых способов диверсификации, так как, например, купонные стратегии чаще всего составлены из корзины нескольких бумаг разных компаний.

6) В России есть отдельное преимущество - низкий порог входа (минимальная первоначальная сумма).

7) Удобство. Клиент может и сам составить свой СП, разместив, к примеру, 90% капитала в депозит под фиксированный процент, а 10% - в акции. Однако готовые продукты удобнее, их быстрее и проще оформить, заплатив комиссионные (а куда без них). Самостоятельно реализовать СП сложно, если вы не профессиональный трейдер и у вас нет времени и желания погружаться в вопрос.

Минусы СП:

1) Безопасность. Депозит или облигация внутри СП могут оказаться не такими уж и безопасными. В случае проблем с банком или брокером, клиент не получит ничего, так как отсутствует страхование данного продукта. Банкротство эмитента облигации также может привести к потерям. Поэтому безопаснее покупать СП у крупных федеральных банков или брокеров.

2) Даже при условии 100% защиты капитала капитал обесценивается на величину инфляции. Поэтому важно, в какой валюте продукт. При этом клиент несет также риск обесценения иностранной валюты, в случае, если продукт оформлен не в рублях.

3) В СП, как правило, заложены высокие комиссионные брокера, управляющей, страховой компании или банка.

4) Опционы (основной инструмент при формировании доходной части СП) могут стоить дорого, что снижает потенциальную прибыль покупателя СП.

5) Негарантированный доход. В случае, если доход в виде купона гарантирован, нужно смотреть механизм гарантии возврата первоначального капитала (в этом случае, чаще всего, продукт - барьерный и в неблагоприятных для клиента обстоятельствах клиент получит упавшие в цене активы, а не деньги).

6) Достаточно сложный для понимания продукт. Большинство клиентов совершают покупку СП, до конца не понимая всех деталей.

7) СП не выгодно продавать до окончания срока (не все, но те, которые предлагают управляющие и страховые компании однозначно). Сделав это, клиент получит только часть вложенных средств. Например, в полисе ИСЖ это выкупные суммы. Средства в доверительном управлении также досрочно выводить не рекомендуется, так как сумма к выводу будет в большинстве случаев меньше первоначальных вложений.

8) Доходность СП зависит от того, как сработает меньшая (доходная) часть вложений. И итоговую прибыль еще нужно скорректировать на коэффициент участия клиента. Таким образом, даже при существенном росте базового актива клиент может получить достаточно скромный доход по сравнению с тем случаем, если бы он купил данный актив самостоятельно и получил весь доход от его роста.

Итоги

СП - хороший инструмент для тех, кто хочет начать инвестирование, но пока не обладает знаниями по теме и хочет ограничить риск утраты капитала, или полностью его исключить.

Данный инвестиционный инструмент позволяет при высоком уровне защиты капитала (100% или около того) сохранить шансы на получение прибыли выше, чем процент по депозиту в банке.

При этом для начала работы со структурным продуктом нужно лишь открыть брокерский счет или стать клиентом управляющей или страховой компании.

До встречи!

Желаю вам удачи и финансового благополучия!

Консультант проекта Вашифинансы.рф Волкова Елена

Другие публикации автора

Просмотров: 3606
Подписка на новости
E-Mail: 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

Банк Рейтинг
1 (+1) ВТБ 1000
2 (+1) Россельхозбанк 767
3 (-2) Абсолют Банк 682
4 (+1) Сбербанк (Уральский банк) 507
5 (+1) Банк «Открытие» 429
6 (-2) ПСБ банк 419
7 (+1) Райффайзенбанк 375
8 (-1) Альфа-Банк 293
9 (+1) Банк УРАЛСИБ 254
10 (-1) РОСБАНК 226
11 Примсоцбанк 177
12 Уральский банк реконструкции и развития 168
13 (+4) СКБ-банк 131
14 (+2) Банк «НЕЙВА» 116
15 Экспобанк 110
16 (-3) Азиатско-Тихоокеанский Банк 105
17 (+2) ЧЕЛИНДБАНК 99
18 (+2) Банк СОЮЗ 97
19 (-5) Запсибкомбанк 90
20 (+1) Кольцо Урала 86
на 01.04.2020
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом ИА "БанкиИформСервис" использует файлы cookies. В cookies содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные использовались, отключите cookies в настройках браузера.

   Подробнее