Наш собственный разум обманывает нас, заставляя верить в быстрый рост цен. Рассказываем, как это происходит
В психологии это называется эффектом телескопа - отдалённые во времени события кажутся человеку близкими (как звёзды в телескоп). Каждый из нас с этим сталкивался - «как быстро растут дети!», «кажется, недавно было…», «а сколько лет-то прошло!». Но если значительные события в памяти всё же привязаны к какой-то дате и, хорошенько подумав, мы можем реально, а не «по ощущениям», сказать, когда было то или это, всякие мелочи память ни к чему не привязывает, и мы, как правило, обманываемся, пытаясь оценить временной промежуток. В отношении инфляции эффект телескопа проявляется во всей красе - человеку кажется, что ещё недавно цены были гораздо ниже, чем сейчас, а уж пять или десять лет назад и подавно! Попробуйте, например, сказать, сколько стоил (примерно!) проезд в екатеринбургском городском транспорте пять лет назад (справка для иногородних и презирающих метро: сейчас это 28 рублей). Полагаю, большинство из вас назовут цифры на уровне 20 рублей и ниже. Между тем, в 2013-м билетик стоил 23 рубля - то есть, подорожал за пять лет на 22% (официальная инфляция за тот же период - 42%).
«Лечится» эффект телескопа очень просто: зафиксируйте интересующие вас цены на конкретную дату, а через год сравните с новыми ценами (сравнивать лучше именно через год, так как стоимость некоторых товаров зависит от сезона). Я лично балуюсь этим ежегодно. Вот, например, цифры «реальной» инфляции за 2017 год по некоторым продуктам из одного екатеринбургского супермаркета в сравнении с «официальными» данными Росстата по Екатеринбургу.
Товар | »Реальный» рост цен | »Официальный» рост цен |
---|---|---|
Хлеб белый |
0,5% |
2,7% |
Молоко |
2,6% |
9,8% |
Сметана |
6% |
6,9% |
Масло подсолнечное |
0% |
-5,4% |
Сосиски |
4,3% |
6,2% |
Тушёнка говяжья |
0,6% |
-0,7% |
Майонез |
0% |
0,7% |
Чай чёрный, пакетированный |
-6% |
-1,2% |
Кофе растворимый |
8,8% |
3,4% |
Сгущённое молоко |
4% |
7,9% |
Шоколад |
9% |
0% |
Гречневая крупа |
-25% |
-31,3% |
Сахар-песок |
-26% |
-27,5% |
Бананы |
7,3% |
-0,6% |
Водка |
4,2% |
7,5% |
Такая незамысловатая игра при достаточно большой выборке «покупок» позволяет также убедиться, что цены могут двигаться в разные стороны: одни товары или услуги дорожают, а другие дешевеют. Что при сложении делает итоговый показатель инфляции ниже. Это важно понимать! Рассуждая об инфляции, мы обычно «цепляемся» за конкретные примеры резкого роста цен (и вновь психология - этот эффект называют генерализацией частных случаев) и забываем о товарах за пределами нашего кругозора (а это - «ошибка выжившего»). Между тем, Росстат рассчитывает итоговую цифру по огромному списку товаров и услуг из разных точек продаж всех уголков страны. И если в том магазине, где я фиксировал цены, бананы и шоколад дорожали, то в других они, очевидно, подешевели, что и привело к обнулению итогового показателя, а с хлебом и молоком вышло наоборот - и потому официальный рост цен оказался выше наблюдаемого мной.
Кроме того, если удешевление гречки или сахара бросается в глаза - стоит только приглядеться, то отдельные товары и услуги, «тянущие» итоговую инфляцию вниз, не сразу приходят на ум. Например, в связи с развитием технологий продукция из этой области дешевеет - вспомните времена, когда SIM-карту нужно было по-настоящему покупать (уплаченные за неё деньги не поступали на счёт). С другими товарами мы просто не встречаемся в повседневности: например, сейчас падают в цене кирпичи и мягкие игрушки, но кто об этом знает?
Инфляция - идеальный пример, когда всё не так, как кажется. И нужно лишь немного желания и внимательности, чтобы в этом убедиться.