Три мифа о прожиточном минимуме

Три мифа о прожиточном минимуме
Фото: ИА «БанкИнформСервис»

На этой неделе Государственная Дума приняла бюджет на 2023 год, а в нём - федеральный прожиточный минимум. Как написали едва ли не все СМИ, он составит 14375 рублей, увеличившись по сравнению с нынешним на 456 рублей. Вот только - и об этом СМИ не писали - эти цифры не имеют особого практического значения. Многие россияне слабо представляют, что это за штука - прожиточный минимум (ПМ), и куда её можно приложить, хотя вряд ли отдают себе в этом отчёт, ведь на первый взгляд ничего хитрого тут нет. Наиболее типичные и значительные ошибки, бытующие в народном представлении, разобраны в этой статье.

Миф первый. Прожиточный минимум, утверждённый Госдумой и президентом - главный, пособия считаются от него.

Поскольку страна у нас большая, и экономические условия в её разных уголках могут сильно отличаться, на практике - в частности, при назначении и расчёте социальных пособий - применяются ПМ конкретного региона. Региональные власти имеют весьма широкую свободу действия в установлении своих ПМ, главное - чтобы они были не ниже прошлогодних.

Кроме того, на практике надо всегда обращать внимание, о каком именно ПМ идёт речь - общем (на душу населения), детском, для трудоспособного населения или пенсионерском.

Например, действующий сейчас федеральный (общероссийский) ПМ на душу населения составляет 13919 рублей, а детский - 13501 рубль. В то же время региональный ПМ в Свердловской области - 13501 рубль, а детский - 14156 рублей. Несложно заметить, что свердловский детский ПМ больше федерального, а общий  - меньше (взрослый и пенсионерский ПМ тоже меньше, но цифры приводить не буду, а то немудрено и запутаться). При расчёте пособий свердловчане должны пользоваться только своими свердловскими ПМ, федеральные значения не имеют.

Региональные ПМ всегда утверждаются позже, чем федеральные. В частности, ПМ для Свердловской области на 2023 год ещё не утверждены.


Миф второй. Прожиточный минимум - это стоимость минимального набора товаров

Долгое время так и было. Брали корзину товаров и услуг, провозглашённых минимально необходимыми (состав этой корзины периодически пересматривали), смотрели её стоимость в конкретном регионе и в среднем по стране - вот и ПМ, региональные и федеральный соответственно. Подход вполне логичный, но со своими минусами - состав корзины, как его не меняй, оставался условным и спорным, а утверждать ПМ приходилось на уже прошедшие периоды времени (ведь нельзя знать будущие цены).

В итоге от корзины решили отказаться, и с 2021 года считать ПМ как определённную долю от медианного среднедушевого дохода («медианный» означает, что у половины людей доход меньше, а у половины больше). Правда, доход, как и цены, наперёд знать нельзя, поэтому решили считать ПМ от дохода за позапрошлый год. И только решили, как со всей ясностью проявилась непригодность такого подхода в нестабильных экономических условиях - инфляция в конце 2021 года резко ускорилась, и уже рассчитанный на 2022 год ПМ оказался неприлично мал (федеральный ПМ по счёту «от дохода» тогда составил 11950 рублей).

Поэтому с ПМ стали поступать, как с пенсиями - индексировать чуть больше, чем на уровень инфляции. С точки зрения социального обеспечения это разумно, однако проблема в том, что ПМ остаётся мерилом бедности, и по логике его размер должен быть строго привязан к экономическим реалиям, а в нынешнем виде он вообще ни к чему не привязан. И даже изменения ПМ по сути произвольны, они лишь ориентируются на размер инфляции (например, по итогам 2022 года федеральный ПМ вырастет на 13,6%, хотя инфляция прогнозируется на уровне 12-13%).

Отдельная история про ПМ для возрастных групп. При корзинном подходе они считались отдельно, поскольку корзины были разные (у детей - конфеты, у пенсионеров - лекарства и т. п.). Сейчас всё определяется умножением общего ПМ: помножили на 109% - получили ПМ трудоспособного населения, на 97% - детский, на 86% - пенсионерский. Причём и эти цифры не обязательные, а минимальные, при желании их можно произвольно повысить (как это сделали с детским ПМ в Свердловской области).

В общем, если раньше ПМ и отражал стоимость некой «минимальной» корзины, то забудьте об этом, теперь его размер ни к каким экономическим реалиям не привязан.


Миф третий. Прожиточный минимум и МРОТ - одно и то же.

Две эти цифры часто соседствуют в новостной повестке, да и по размеру они близки, поэтому неудивительно, что их порой путают. Ещё больше усложняет дело тот факт, что от МРОТ (минимальный размер оплаты труда) рассчитываются некоторые социальные пособия - например, по безработице.

МРОТ тоже бывает региональным, и это логично, если вспомнить, что во многих концах страны действуют региональные зарплатные коэффициенты. Однако в отличие от ПМ региональный МРОТ не может быть меньше федерального. Ещё одно правило - о том, что МРОТ не может быть меньше ПМ трудоспособного населения - с 2020 года закреплено даже в Конституции, хотя это и раньше было прописано в законодательстве. Сейчас МРОТ немножко больше ПМ трудоспособного населения (федеральные - 15279 и 15172 рублей соответственно), в дальнейшем планируется наращивать этот отрыв. В 2023 году федеральный МРОТ составит 16242 рубля, ПМ трудоспособных - 15669 рублей.


Ну а самый большой и самый главный миф о прожиточном минимуме - это убеждение, что на него нельзя прожить. Однако тех, кто так считает (а это всегда люди, в жизни не жившие на небольшие суммы - их уверенность исключительно теоретическая), переубеждать бесполезно.

Источник: ИА «БанкИнформСервис»

Просмотров: 1185
Читайте нас в
Подписка на новости
E-Mail: 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

на 08.12.2022
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом ИА "БанкиИформСервис" использует файлы cookies. В cookies содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные использовались, отключите cookies в настройках браузера.

   Подробнее