- Управляющий Уральским филиалом Банка Интеза А.С. Филиппова
- Коммерческий директор Уральской Агропромышленной Группы А.Ю. Кирсанов
Итальянские компании намерены наращивать присутствие в России, открывая новые производства и расширяя уже имеющиеся мощности. Об этом ведутся обсуждения на многих итало-российских форумах и конференциях. Одной из крупнейших площадок, для объединения бизнеса двух стран стал традиционный Петербургский международный экономический форум, который проходит ежегодно в июне. Он неразрывно перекликается по целям и тематике с Шестым Евразийским форумом в Вероне, который состоится в октябре. О том, насколько могут быть практически полезны двухсторонние встречи для бизнеса и как бизнес двух стран выстраивает взаимодействие в текущей ситуации после визита в Екатеринбург Посла Италии, мы поговорили с коммерческим директором Курганского мясокомбината «Стандарт» Алексеем Кирсановым и Управляющим Уральским филиалом Банка Интеза Аленой Филипповой.
- Алексей Юрьевич, этой весной Вы посетили третий российско-итальянский семинар, посвященный двустороннему сотрудничеству в экономике. Чем Вам запомнилось это мероприятие? И насколько полезным оно стало для Вашего бизнеса?
- Впечатления от мероприятия остались самые положительные. Нельзя не отметить высокий уровень организации процесса, тёплую заботу о гостях, индивидуальное внимание и европейский сервис. Сама тема семинара - «Больше стратегического партнерства в экономических и культурных отношениях» - была раскрыта спикерами полностью. Да и спикеры были, как говорят, на подбор - представители власти с двух сторон, предприниматели, руководители структур, призванных оказывать содействие экономическому развитию.
В рамках семинара прошло несколько стратегических сессий, на которых обсуждалось сотрудничество в области мехатроники, сельского хозяйства, международных перевозок и других областей бизнеса. Участие в таких семинарах позволяет получить из первых рук информацию о возможностях и путях взаимодействия в промышленной и финансовой областях, в научно-технической сфере, в вопросах построения совместного бизнеса от проекта до его реализации.
Сожаления, безусловно, не было, поскольку подобные мероприятия нужны и важны для развития взаимодействия двух стран, особенно если в рамках этих встреч проходят двусторонние b2b-контакты.
- Алена Сергеевна, из всех государств Западной Европы Италия одна из самых близких для нашего восприятия страна. Несмотря на политические сложности, российско-итальянские отношения являются дружественными на протяжении большей части своей истории. Насколько, по Вашему, уральские предприниматели заинтересованы в сотрудничестве и насколько эти взаимоотношения перспективны и выгодны также и для итальянской стороны?
- Сейчас есть все предпосылки для эффективного сотрудничества итальянских и российских предпринимателей. Отмечу положительную тенденцию восстановления предыдущего уровня сотрудничества по многим отраслям и на Урале. А положительный деловой климат никогда не бывает односторонним. Это в очередной раз подтверждают многочисленные визиты итальянских делегаций в Екатеринбург, Челябинск. Итало-российские мероприятия являются лакмусовой бумажкой того, насколько востребованы сейчас двусторонние встречи уральских и итальянских предпринимателей. Именно они позволяют обменяться мнениями по основным проблемам и барьерам, препятствующим более динамичному развитию торгово-экономического сотрудничества. На Урале можно найти много примеров удачного взаимодействия предпринимателей двух стран в разных сферах бизнеса. Особенно востребованными являются такие направления, как здравоохранение, фармацевтика, агро-пищевой комплекс, специализированное оборудование. Довольно активно Италия сотрудничает с российским бизнесом в промышленном производстве. На Среднем Урале итальянцы также заинтересованы в реализации нескольких новых проектов. Среди них строительство логистического центра, а также организация прямых поставок итальянских одежды и обуви на уральский рынок. Традиционно Свердловская область и итальянская область Марке сотрудничают в сфере деревообработки и мебельной промышленности.
- Алексей Юрьевич, на семинаре в Италии много говорили о том, что итальянский экспорт в Россию в 2017 году должен вырасти. По Вашему мнению, насколько это вероятно и сохраняется ли встречный интерес у уральских предпринимателей к Италии? Есть ли интерес у Курганского мясокомбината выходить в ближайшее время на итальянские рынки?
- Итальянский рынок был, есть и будет очень интересен для российского предпринимателя, в том числе, для уральского. Хотелось бы выразить огромное уважение и признание итальянским предпринимателям, которые даже в трудные времена не прекращали взаимодействие. Конечно, политика запретов и санкций способствовала тому, что наша торговля испытала большой спад, прежде всего, из-за фундаментальных обстоятельств - плохой конъюнктуры сырьевых рынков. Она вряд ли изменится принципиально. То, что мы наблюдаем, является результатом изменения курсовых соотношений, девальвации рубля. Все это привело к сложностям для итальянского импорта. Расцвет взаимоотношений между Италией и Россией сложился при курсе евро - 40 руб. Сейчас, безусловно, к таким показателям нам уже не вернуться. Но все трудности так или иначе имеют границы во времени, они не бесконечны. В перспективе мы можем ожидать, что товарооборот вернется на прежний уровень, поскольку Италия остается одним из основных торговых партнеров России.
Если говорить про санкционные трудности, то они ограничили только свежие продукты. Нам, к примеру, интересен рынок консервированных овощей и фруктов, поэтому в перспективе нашего предприятия - налаживание прямых контактов с итальянской стороной - производителями консервированных фруктов и овощей. В этом у нас есть свобода взаимодействия с итальянскими предпринимателями. Больше основным стоп-фактором для нас сейчас является высокий курс евро, чем политические запреты.
Вероятно, возникает вопрос, почему мы рассматриваем для себя именно рынок консервации, который не так давно еще находился в очень невеселом состоянии из-за сокращения реальных доходов населения?
Ответ прост. Хотя рынок, действительно, находился не в лучшем состоянии из-за сокращения спроса как со стороны обычного покупателя, так и со стороны предприятий общественного питания, мы склонны оценивать его перспективы в целом очень оптимистично. Еще недавно люди экономили, сокращали посещения ресторанов и кафе, увеличивали объемы домашних заготовок, собранных на собственных грядках. Однако сейчас ситуация несколько меняется. Мы предполагаем, что рынок в ближайшие 10 лет может вырасти примерно на 40%. Именно поэтому мы рассматриваем его как возможность выхода на новый уровень и расширение продуктовой линейки.
Вообще, мы живем сейчас в очень непростое время. Сталкиваемся с ограничениями в области демографии, экологии, торговых отношений. Нельзя с уверенностью сказать, что в ближайшее время все станет легко и просто.
Эти фундаментальные трудности будут оставаться и создавать нам определенные барьеры. Но, как высказываются многие предприниматели, все это является одновременно и катализатором поиска новых рынков, новых идей. Поэтому мы смотрим в будущее с большим оптимизмом и стараемся не добавлять к этим объективным сложностям еще и рукотворных проблем.
Алена Филиппова:
Добавлю, что перед введением санкций по данным итало-российской торговой палаты за 2013 год Италия занимала второе место среди стран Евросоюза по объему товарооборота с Россией. За эти три года Италия пострадала в особенности от контрсанкций, нивелировавших до нуля все преимущества, которые страна имела в аграрной отрасли и секторе производства текстиля и одежды. Сегодня Италия не может похвастаться динамикой ВВП, а итальянские экспортеры за 20 лет потеряли около 40% своей доли во внешней торговле. Им необходимо конкурировать с другими странами ЕС, находить новые рынки, в том числе, и в России. Таким образом, аргументов для сотрудничества у итальянского бизнеса более чем достаточно. Сейчас в России работают около 500 итальянских компаний. Они создают здесь производственные мощности и рабочие места, платят налоги и улучшают общую культуру производства.
- Алексей, Юрьевич, Ваше предприятие имеет огромную историю - более 100 лет. Это уникально особенно потому, что за это время вы смогли сохранить традиции, качество и при этом выйти на новые рубежи. Обязывает ли такая богатая история, как говорят «держать марку» или, наоборот, в чём то мешает? И как вы видите дальнейшую историю развития такого крупнейшего производства?
- Курганский мясокомбинат «Стандарт» входит в состав большой уральской агропромышленной группы. Мясокомбинат действительно является старейшим мясоперерабатывающим предприятием в России. Он ведет свою историю с 1907 года. Если вдуматься, то наше предприятие пережило и революцию, и несколько тяжелых войн.
Безусловно, наша история - это наша гордость. Она помогает нам относиться к настоящему времени более бережно и дисциплинирует, чтобы мы в угоду сиюминутной выгоде не забыли про то, что сделало теми, кто мы сейчас - крупнейшим производителем в России. Мы постоянно следим за соблюдением высокого качества товара. На производстве установлено оборудование от ведущих европейских производителей, например, итальянские автоклавы Levatti, которые позволяют соблюдать российские и международные стандарты качества. За счет автоматизации многих процессов нам удалось достичь стабильно высокого качества консервной продукции и увеличения производительности. Курганский мясокомбинат без ложной скромности можно назвать самым современным предприятием по оборудованию.
Курганский мясокомбинат «Стандарт» входит в пятерку лидеров российского рынка мясопереработки. В наших планах расширить свои возможности за счет импорта питания в Россию. Конечно, сейчас на рынке существует много игроков, есть конкуренция. Но среди этих производителей много тех, кто живет одним днем, хотя в последнее время мы наблюдаем тенденцию ухода с рынка таких игроков. Это не удивительно, поскольку покупатель сейчас все больше обращает внимание на качество. Удешевление в ущерб качеству - тупиковый путь. Мы стараемся делать такую продукцию, которую, как у нас говорят, можно дать своему ребенку, жене, родителям, друзьям.
- Традиционный вопрос, который нельзя не задать итальянцу: история итальянского Банка также велика. А если взять историю развития материнской компании - она составляет свыше 4 веков. Как «итальянцам» живется на Урале? Чем принципиально отличаются российские и итальянские банки?
- Действительно, мы входим в международную группу Интеза Санпаоло, история которой насчитывает более 400 лет развития банковского дела. Совсем недавно Группа отметила 40-летние присутствия в России и Советском Союзе. «Банка Коммерчиале Итальяна», который сейчас входит в состав Группы Интеза Санпаоло, был первым иностранным банком, открывшим представительство еще в СССР. Тогда осуществлялось финансирование завода «АвтоВАЗ». Оборудование было поставлено группой ФИАТ, с которой Банк сотрудничает и сегодня.
В Свердловской области мы начали работу в 1999 году, а в 2014 году отметили пятнадцатилетие деятельности в области. С 2002 года мы присутствуем также в Челябинской области. Дистанционно мы обслуживаем клиентов во всех субъектах Уральского федерального округа, а в 2015 году был открыт офис в Тюмени. Интеза - один из первых банков на Урале, который активно начал поддерживать предприятия малого и среднего бизнеса и участвовать в совместных программах с правительством Свердловской области и с Фондом поддержки малого бизнеса. Сейчас это уже делают многие банки, хотя мы в свое время стали первопроходцами.
Если говорить про отличия между итальянскими и российскими банками, то они, конечно, есть. Даже в визуальном оформлении офисов. В итальянских офисах, к примеру, нет привычных всем глухих перегородок. Стеклянные перегородки дают ощущение легкости, открытости и прозрачности, в том числе и в работе Банка. Особое внимание уделено созданию атмосферы тепла и уюта, такой близкой итальянцам: удобная мягкая мебель, светильники, создающие ощущение тепла и комфорта, круглые столы, напоминающие обеденный стол, за которым собирается вся семья. В основе концепции оформления офиса - современные дизайнерские решения. Кроме этого, мы работаем по принципу «одного окна». В российском банке сначала обращаешься к одному специалисту, потом идешь в кассу. У нас все обслуживание качественно проведет один сотрудник - персональный менеджер.
Вообще, Италия, которая является родиной банковского дела, имеет, пожалуй, самый богатый банковский опыт в мире. Это определяет высокий профессионализм банковской системы в целом. Главное отличие между российскими и итальянскими банковскими продуктами - это стоимость кредитных ресурсов. В Италии она ниже, что обусловлено макроэкономическими различиями между странами.