Разбираемся, почему рубль взлетел на годовые максимумы, и достиг ли он «потолка»
Естественно, проще всего было объяснить взлет рубля договоренностью нефтяных экспортеров, достигнутой в субботу, и последовавшим за ней ростом нефтяных цен. Но если присмотреться внимательнее, все не так просто. Большинство аналитиков почему-то не хотят вспоминать, что исход встречи ОПЕК+ 10 декабря был очевиден после прозвучавших неделей ранее решений ОПЕК и заявления России о готовности сокращать добычу. А очевиден - значит, заложен в котировки. Собственно, нефть подорожала не так уж и сильно - на 5% (в сравнении с 17% после саммита ОПЕК). а потом цена скорректировалась и сейчас находится чуть выше 56-долларовой отметки (на пике достигала 57,16). С какой стати рубль так подорвался вверх на 5-процентном росте нефти, если неделей раньше 17-процентное нефтяное ралли укрепило его чуть больше чем на процент? Посмотрим и на другие сырьевые валюты: с 8 по 12 декабря мексиканский песо вырос к доллару на полпроцента (Мексика в субботу согласилась на крупнейшее после России сокращение нефтедобычи), казахский тенге - на 0,2%. Среди валют развивающихся стран максимальный рост показывает турецкая лира - немногим больше полутора процентов. Рубль за то же время укрепился к доллару на 4,2%.
Полагаю, что встреча ОПЕК+ - не главный виновник роста рубля. Ситуация обусловлена своеобразными и не всегда объяснимыми процессами на фондовом и валютном рынках. На прошлой неделе наблюдался бурный рост котировок российских ценных бумаг (хотя и не всех ведущих компаний, что ставит в затруднение фондовых аналитиков), индекс ММВБ достиг исторического максимума, и не похоже, чтобы это движение исчерпало себя. Успешная приватизация «Роснефти» только добавила всем азарта. Пока продолжаются покупки российских бумаг, сохраняется спрос на рубли, и это поддерживает российскую валюту.
Что касается чисто валютного рынка, то после обновления годовых максимумов ряд игроков, полагаясь на технический анализ, ждет дальнейшего укрепления рубля выше 60 за доллар и не торопится избавляться от рублей. Другие рассчитывают на продолжение нефтяного ралли (роста цен к 60 долларам за баррель), которое толкнет росийскую валюту еще дальше вверх.
Я лично не разделяю таких настроений. Договоренности о сокращении нефтедобычи реально стоят немногого, да и реализованы будут нескоро (Россия, например, «ужмется» на заявленные 300 тыс. баррелей только через полгода). Резонно ожидать, что если они и смогут основательно повлиять на нефтяные цены, это произойдет лишь через несколько месяцев (так было и при куда более масштабном сокращении добычи в 2008 году - ценовой тренд переломился весной 2009-го). Сейчас котировки растут чисто «на радостях», а значит, могут быстро метнуться и в другую сторону. Между тем негативных факторов для нефти хватает (взять хотя бы количество буровых в США, которое на прошлой неделе, вопреки прогнозам, не осталось на прежнем уровне, а подскочило с 477 до 498). Поэтому я не рассчитываю на скорое удорожание барреля до 60 долларов, скорее уж он вернется к 50-долларовой отметке.
Впрочем, как я доказывал в первой части статьи, рубль сейчас не очень-то ориентируется на нефть. Возможно ли обновление его максимумов? Учитывая нестабильность и высокую волатильность валютного и фондового рынков - да, возможно. Точных цифр называть не берусь, но полагаю, что он уже очень близок к «потолку». Между тем, в США уже начинается заседание ФРС, и завтра станет известно решение по американской базовой ставке. Вероятность ее повышения оценивается почти в 100%, и вряд ли тут нас ждут неприятные сюрпризы. Конечно, пересмотренные планы ФРС на 2017 год могут оказаться немного разочаровывающими, и, конечно, повышение ставки уже давным-давно заложено во все котировки, в какие только можно. Но на самой новости доллар должен подрасти, и это вполне может стать тем стимулом, который переломит кртакосрочный восходящий тренд по рублю. А если (точнее, когда) движение пойдет в обратную сторону, оно будет бурным.
К концу недели ожидаю увидеть доллар в диапазоне 62,40-63,50, евро - в диапазоне 64,50-66.