Эльвира Набиуллина: об инфляции, быстром снижении ключевой ставки и 145 отозванных лицензиях

Главные моменты из выступления главы ЦБ на XXIV Международном банковском конгрессе

Эльвира Набиуллина: об инфляции, быстром снижении ключевой ставки и 145 отозванных лицензиях
В четверг, выступая на Международном банковском конгрессе, председатель Банка России Эльвира Набиуллина обрисовала итоги работы своего ведомства за последние месяцы и приоритеты будущей деятельности, а также прокомментировала популярные мнения, связанные с действиями ЦБ. Портал bankinform.ru публикует квинтэссенцию пятидесятиминутной речи - высказывания Эльвиры Набиуллиной по наиболее значимым и острым вопросам.

Об инфляции

В настоящий момент темпы месячной и недельной инфляции вернулись к уровням, близким к тем, что наблюдались в последние несколько лет. В частности, темпы недельной инфляции снизились с 0,5-0,9% в начале 2015 года до 0,1% в мае.

Мы видим, как обретает свое истинное значение ключевая ставка. Мы ожидаем в дальнейшем более быстрой реакции или большей отзывчивости ставок коммерческих банков на наши решения. Таким образом, будет повышаться практическая эффективность наших решений. Пока валютный канал влияния на инфляцию остается очень значимым, но процентный канал приобретает все большее влияние.

Мы сохраняем цель по инфляции в 4% в среднесрочной перспективе.

Наша страна уже проходила через периоды, когда инфляция снижалась до уровня 5-6%, но при этом инфляционные ожидания оставались на более высоком уровне, и это предопределяло соответствующее поведение населения и бизнеса и приводило к новому росту инфляции, Снижение инфляционных ожиданий - это первостепенная задача денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу.

О быстром снижении ключевой ставки

Несмотря на все проинфляционные факторы, в последние месяцы мы оценивали риски охлаждения экономики как более высокие, что давало нам возможность плавно снижать ключевую ставку.

Более быстрое снижение процентных ставок, к которому нас иногда призывают, на наш взгляд, несет риски, поскольку инфляционные ожидания высоки. Слишком быстрое снижение ставок в этих условиях способно привести к новой волне дестабилизации на валютном рынке, скачку инфляции.

О пополнении резервов

Опыт последнего времени заставил нас несколько переосмыслить представления о комфортном уровне достаточности валютных резервов. По всем международным меркам резервов у нас достаточно. Но мы считаем, что специфика России и ситуация таковы, что мы должны учитывать и покрытие спроса, связанного с ограничением доступа на рынки и оттоком капитала, на более длительные сроки, чем это предполагают стандартные подходы к достаточности резервов. Поэтому одна из задач на ближайшее время - нарастить в течение ряда лет запас резервов. Мы сейчас оцениваем как комфортный, очень комфортный уровень резервов, покрывающий длительные стрессовые ситуации, на уровне до 500 млрд долларов (на конец мая резервы составляли около 360 млрд - Bankinform.ru).

О валютных интервенциях

Кстати, многие интерпретируют наши действия по восстановлению валютных резервов как желание поддержать определенный курс рубля Хочу сказать, что это не так даже в теории, и на практике одно другому никак не противоречит.

Переход к плавающему курсу был осознанным и долго готовящимся шагом. Более того, именно своевременный переход к плавающему курсу во многом позволил нам пройти через шоки прошлого года, и мы не намерены от него отказываться.

Но мы понимаем, что мы находимся на начальном этапе внедрения нового режима. Он требует серьезной адаптации Поэтому, как мы предупреждали ранее, на этом начальном этапе возможны и более частые интервенции на валютном рынке,

Об экономической ситуации и рисках

Внешние условия остаются достаточно неблагоприятными. Да, конечно, цены на нефть выросли, но даже при их стабилизации на нынешнем уровне они будут где-то в полтора раза ниже средних за последние пять лет. Более того, снижаются цены и на другие традиционные товары российского экспорта, поэтому рассчитывать на то, что экспорт будет вытягивать нашу экономику, не стоит. Экономика, по сути, продолжит недополучать от экспорта как минимум 150-170 млрд долларов в год по сравнению с привычным уровнем и параллельно расплачиваться по внешним долгам.

Надо сказать, что риски финансовой нестабильности во многом удалось оперативно нейтрализовать. Удалось ограничить девальвационные ожидания, избежать массового ухода вкладчиков, роста недоверия участников рынка друг к другу.

По нашим оценкам, в оставшуюся часть года, за вычетом внутригрупповых платежей крупных компаний, платежи по долгу составят около 40 млрд долларов США. Это примерно в два раза ниже темпов погашения внешних долгов в прошлом году. На наш взгляд, такой уровень платежей наша экономика может пройти относительно спокойно.

Риски смягчились, но по сути остались теми же самыми. Это прежде всего ожидаемая нормализация денежной политики в США. Укрепление доллара приведет к оттоку капиталов с развивающихся рынков и давлению на их валюты, в том числе и рубль.

Второй риск - динамика цен на нефть. Наш базовый сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60-65 долларов за баррель, но цены на нефть сейчас очень волатильны и пока мало предсказуемы. Кроме того, надо учитывать, что цена на нефть также является финансовым активом и на нее может повлиять и укрепление доллара.

О банках и кредитах

Банковский сектор в целом демонстрирует устойчивость к финансовым шокам.

Объем поддержки капитала банков со стороны государства через предоставление субординированных кредитов в январе-мае уже составил 310 млрд рублей, из которых за счет средств АСВ переданы ОФЗ на сумму 71 млрд рублей, то есть из заявленного 1 трлн рублей пока на реальную докапитализацию направлено всего 7%. Но сам факт возможности такой поддержки и успокоил рынок, и повысил доверие.

Розничный портфель сокращается чуть резче, чем мы предполагали, в силу сочетания двух тенденций - как со стороны предложения из-за сокращения стимулов к кредитованию и наших мер по охлаждению этого сегмента, так и со стороны спроса по причине снижения реальных доходов населения. На наш взгляд, сейчас этот сегмент кредитования будет выходить на нормальную траекторию, когда темпы его изменения во все большей степени будут коррелировать с динамикой номинальных доходов населения.

Ипотечное кредитование пока остается наиболее высококачественным элементом всей системы кредитования по самой низкой доле проблемных ссуд, и, кстати, в последние месяцы эта доля также не растет. По нашим оценкам, спад ипотечного кредитования будет гораздо меньше, чем в 2008-2009 годах; мы ожидаем его постепенного восстановления уже в ближайшие месяцы.

В банковском регулировании мы будем особое внимание обращать на два вопроса. Первое - это противодействие разного рода схемам, которые используются для сокрытия потерь либо искусственного увеличения капитала банка. Вторая тема - это ограничение рисков, связанных с кредитованием бизнеса собственников банков.

О «банковской чистке»

За два с половиной года их отозвано 145, из них 27 в 2015 году.

Наша задача в предыдущие полтора года была максимально быстро расчистить накопившиеся завалы. Но сейчас эта задача дополняется необходимостью оперативного выявления возникающих проблем.

Основной причиной проблем являются не столько ошибки при управлении финансовыми рисками, сколько его критически низкое качество решения и действия направлены не на оказание услуг клиентам и извлечение прибыли, а зачастую на личное обогащение бенефициарных собственников и топ-менеджеров

Сложная экономическая ситуация - не повод смягчать надзор. Недобросовестные и непрозрачные банки первыми начинают испытывать проблемы в текущих условиях. Отсутствие качественных, ликвидных активов не позволяет таким банкам противостоять даже легким шокам,

Я еще раз повторю, что отзыв лицензии - это для нас крайняя мера.

О мегасанаторе

За последние два с половиной года решение о санации было принято по 15 банкам, в совокупности на санацию мы предоставили на возвратной основе 509 млрд рублей. Это позволило обеспечить платежеспособность банков по обязательствам на общую сумму 800 млрд рублей, в том числе перед вкладчиками на сумму порядка 500 млрд рублей. Сейчас активно обсуждается вопрос о том, как повысить эффективность санации, в том числе вопрос о создании государственного банка-санатора. Мы выступаем против государственной монополии на санацию. Это приведет и к завышению издержек и к дополнительному огосударствлению банков. Механизм санации через специализированный госбанк должен применяться, когда рынок не хочет участвовать в этом процессе. При отсутствии интереса рынка к санации этим будет заниматься, как предполагается, банк «Российский капитал», на который будут возложены специальные функции. В основном же санация должна идти через привлечение частных инвесторов.

О страховании вкладов

Я считаю, что наша система страхования вкладов работает эффективно и ни в какой кардинальной перестройке не нуждается.

Несмотря на то что в результате последних отзывов лицензий объем средств в Фонде страхования вкладов сократился, средств у АСВ на выплату вкладчикам хватит при любых обстоятельствах, в том числе при необходимости за счет кредита ЦБ. АСВ отдаст кредит, когда темпы выведения банков с рынка объективно замедлятся. ,

Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 3173
Читайте нас в