Bankinform.ru с 2018 года включился в процесс и стал выбирать финансовые слова года на русском языке. Словом 2020 года становится
Самозанятые
Вероятно, многих удивит, что наше слово никак не связано с пандемией. Однако это вполне логично. Естественно, что в рамках языка в целом в 2020 году тема пандемии стала определяющей, и, например, Государственный институт русского языка выбрал словом года «самоизоляцию», словарь Коллинза назвал таковым для английского языка «локдаун», а Кембриджский словарь - «карантин». Но мы рассматриваем относительно узкую нишу - финансовую, а здесь лексикон не особо изменился. Самой заметной реакцией на пандемию стало резко участившееся употребление слова «выплаты» - по статистике Яндекса в 2020 году его забивали в поисковик в 3,8 раз чаще, чем годом ранее. Однако «выплаты» не характеризуют конкретный 2020 год, это слово было очень популярным и раньше (2,35 млн запросов в месяц в 2019 году) и, очевидно, его популярность возрастает в каждый кризисный период, когда государство вводит помимо стандартных мер поддержки дополнительные.Справка (или иконкаСамозанятые - граждане, работающие «на себя» (репетиторы, швеи, няни, таксисты-частники и т. п.) и использующие особый налоговый режим (НДФЛ с профессионального дохода составляет не 13%, а 4% или 6% - в зависимости от того, с физлицами или юрлицами работает человек). В 2019 году этот налоговый режим был запущен в 4 регионах России, с 1 января 2020 года распространён ещё на 19 регионов (включая Свердловскую область), с 1 июля самозанятым может стать любой гражданин России с 16 лет.
Из не связанных с пандемией поисковых запросов наибольший прирост показала аббревиатура СБП (Система быстрых платежей): её стали забивать в Яндекс в среднем в 5 раз чаще, а если сравнивать, например, октябрь 2020 года с октябрём 2019-го, то и в 10 раз чаще. Мы долго думали, можно ли объявить словом года аббревиатуру, и всё-таки отбросили такой вариант.
Поиск в Яндексе «самозанятых» в 2020 году участился в среднем в 2,4 раза, и количество запросов по этому слову продолжает расти. Так, по итогам октября (более свежей статистики у Яндекса пока нет) «самозанятых» искали 678 тысяч раз, в 2019 году их забивали в поиск в среднем 249 тысяч раз в месяц. Именно в 2020 году режим самозанятых распространился с четырёх пилотных регионов на всю страну, и количество людей, зарегистрировавшихся в этом статусе, выросло более чем на порядок, превысив миллион человек. Всё это позволяет считать «самозанятых» удачным вариантом для финансового слова 2020 года.
Напомним, в 2019 году финансовым словом года Bankinform.ru назвал «шринкфляцию», а в 2018 году - «мисселинг».