Bankinform.ru не занимается лингвистикой, но занимается финансами и с 2018 года выбирает финансовое слово года. Для 2019 года это -
Шринкфляция
Что же произошло? Билет в русский язык «шринкфляции» обеспечил ажиотаж вокруг «пропавшего яйца», разгоревшийся в социальных сетях в январе 2019 года. Тысячи обитателей рунета усвоили: шринкфляция - это когда вместо десяти яиц продают девять. Ирония ситуации в том, что реальные упаковки на 9 яиц, судя по всему, не были примером шринкфляции. Птицефабрика просто экспериментировала, пытаясь привлечь внимание потребителя необычной формой, при этом основная часть продукции компоновалась в привычные десятки.Справка (или иконкаШринкфляция (от английских слов shrink - «сжиматься» и inflation - «инфляция») - это уменьшение производителем товара его метрических характеристик - объёма (если считаем в литрах), веса (если считаем в граммах) или количества (если считаем в штуках на упаковку) - при сохранении прежней цены. Товара стало меньше, а стоит он столько же.В английском языке слово появилось примерно в первой половине 2010-х, его авторство приписывают американскому экономисту Филиппе Малгрен. Из шуточного неологизма «шринкфляция» быстро превратилась едва ли не в научный термин. Первые употребления русскоязычной кальки приходятся на середину 2010-х. Соответствующая статья в Википедии появилась в 2017 году. Однако случаи употребления слова были единичными, и оно использовалось наравне с другим синонимичным англицизмом - «даунсайзинг» (буквально - «понижение размера»). В 2019 году популярность «шринкфляции» резко выросла: количество русскоязычных ссылок, выдаваемых Google при вводе слова, увеличилось в 4,5 раза.
Само явление, разумеется, гораздо старше слова - в России первая волна шринкфляции прокатилась в конце 2000-х годов. Именно тогда в нашу жизнь вошли упаковки напитков по 0,9 литра, круп по 0,9 килограмма и пр., и пр. «Усушка» товара на 10% при прежней цене давала удорожание на 11,1%. За десять лет упаковки «по 0,9» стали настолько привычными, что некоторые производители применяют обратный маркетинговый ход - подчёркивают, что в их товаре «настоящий литр».
В последнее время шринкфляция, как правило, идёт другим путём. Поскольку трюк с «неполным» литром или килограммом нельзя использовать снова и снова, всё большее распространение получает «расширение ассортимента». Производитель сильно уменьшает упаковку (так, что покупатель уже не примет её за привычную), и цену снижает тоже, но не так сильно. Например, пачка сливочного масла в 150 граммов в пересчёте значительно дороже 200-граммовой от того же производителя, но об этом мало кто задумывается.
Следует понимать, что обмана как такового тут нет. Производители честно указывают новый размер упаковки или единицу измерения. Да и покупатели, как правило, эти изменения замечают, просто не все желают им «противостоять». А это в принципе несложно: нужно лишь внимательно разглядывать упаковку и считать, какой вариант обойдётся ему дешевле. В некоторых гипермаркетах («Ашан», «Лента») на ценниках гуманно указывается, сколько стоит данный товар в пересчёте на один килограмм или литр. В других магазинах приходится рассчитывать уже на собственные математические способности.
Между прочим. Второй год подряд финансовым словом года становятся англицизмы, обозначающие уловки продавцов (то есть, уловки в России есть, а слов для их описания нет). Напомним, словом 2018 года стал «мисселинг».