Региональный директор Уральского филиала Росбанка о том, как банк планирует пережить этот год и что будет с экономикой в целом
2020 год для всех банков в мире, и в России в частности, выдался отнюдь не простым. Но несмотря на все трудности, что пришлось пережить кредитным организациям и их клиентам, Росбанк, входящий в международную финансовую группу Societe Generale, позитивно смотрит на полученный опыт. Региональный директор Уральского филиала Росбанка Марина Никитина в интервью «Банкинформ» рассказала о результатах работы банка в первом полугодии и перспективах развития.
- Многие международные компании в этот непростой для всего мира период приняли решение сократить свой бизнес в России. Что происходит в Росбанке?
- Безусловно, последствия пандемии, которую мы пережили в первом полугодии 2020 года, ещё долго будут сказываться на разных секторах экономики России и мира. Сейчас мы можем говорить о том, что ситуация уже перестала носить турбулентный характер и постепенно стабилизируется, макроэкономические показатели в июне-июле начали возвращаться к докризисным значениям. В целом в период пандемии Росбанк являлся своеобразным «островом стабильности» для клиентов, надежным партнером с существенным уровнем достаточности капитала, а также высокой оценкой со стороны российских и международных рейтинговых агентств.
На результаты второго квартала 2020 года существенно повлияла эпидемиологическая ситуация. Многие клиенты не понимали, как будут развиваться события в дальнейшем, и воздерживались от дополнительной долговой нагрузки, оставляя в приоритете обязательства по уже имеющимся кредитам. Мы отмечаем снижение портфеля потребительских кредитов по итогам полугодия на 9,8%.
При этом общее снижение объемов кредитования компенсировала ипотека: большое количество жителей области решили вложить имеющийся капитал в недвижимость. Драйвером роста спроса стали программы с господдержкой. В Росбанке - это «Льготная новостройка» и «Семейная ипотека». На текущий момент объемы ипотечных выдач превышают ожидаемые в начале 2020 года показатели. При этом, по итогам года объемы выдач могут скорректироваться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от развития рыночной ситуации.
Ситуация с пандемией не повлияла на нашу стратегию трансформации в отношении сети отделений. Мы продолжаем точечную оптимизацию отделений с учетом роста уровня цифровизации, в основном за счет закрытия малоэффективных офисов. При этом мы сохраняем инвестиции в реновацию действующих офисов, перевод отделений в новые форматы, а также открытие новых отделений в перспективных локациях и регионах с высоким потенциалом.
Одним из наших основных приоритетов остается развитие цифровых каналов обслуживания клиентов. Благодаря дистанционным сервисам Росбанка клиенты в любом удобном месте могут открывать вклады и сберегательные счета, оформлять кредиты и выпускать цифровые карты, совершать операции по обмену валюты, переводить средства клиентам других банков по номеру телефона через Систему быстрых платежей: такой платеж не облагается комиссией и проходит в течение нескольких секунд.
В мобильном приложении РОСБАНК Онлайн и интернет-банке клиенты могут вносить очередные платежи по кредитам, оплачивать услуги ЖКХ и мобильной связи, интернет и телефонию, штрафы ГИБДД и многое другое.
- На какие продукты и ресурсы вы делаете ставку в части развития бизнеса в ближайшем будущем?
- Очевидно, что пандемия стала причиной ускорения темпов цифровизации бизнеса. Еще до введения ограничительных мер значительная доля клиентов пользовалась нашими услугами в цифровом формате. Прошлый 2019 год стал прорывным для Росбанка с точки зрения роста количества пользователей дистанционных банковских услуг. Сегодня порядка 85% новых клиентов сразу подключают себе мобильный банк, а в дальнейшем 55% активно его используют. Отмечу, что лидером по количеству клиентов, использующих мобильный и интернет-банкинг, стал именно макрорегион Урал-Волга (61,5%).
Думаю, такие высокие показатели связаны с тем, что на протяжении последних лет Росбанк целенаправленно фокусирует свое внимание на развитии цифровых каналов, добавляя услуги и улучшая клиентский опыт. Уже сейчас практически все наши продукты и сервисы доступны в мобильном банке, и наши клиенты в период самоизоляции могли полноценно пользоваться услугами банка удаленно.
- В связи с непростой ситуацией в мире и в России, повлекшей за собой снижение платежеспособности населения, наблюдается ли у вас рост просроченной задолженности?
- Мы наблюдали рост просроченной задолженности в апреле 2020 года. Однако сейчас ситуация стабилизируется: уровень просрочки возвращается к докризисным показателям. Благодаря тому, что банк всегда придерживался консервативной политики в области рисков, качество розничного портфеля остается высоким. Мы надеемся, что заемщикам, которым были предоставлены кредитные каникулы, удастся восстановить свое финансовое положение, и они вернутся к обслуживанию своих кредитных обязательств.
- В сложной ситуации оказались не только многие частные клиенты, но и бизнес. Насколько существенно это отразилось на работе с малым и среднем бизнесом?
- По итогам первого полугодия 2020 года региональный кредитный портфель малого и среднего бизнеса вырос на 32 % , мы удерживаем стабильные позиции в сегодняшней ситуации, и это является показателем эффективной и успешной работы Росбанка в этом направлении. Более 80% кредитов за январь-июнь были выданы на цели, связанные с пополнением оборотных средств для покрытия кассовых разрывов. В период ограничений бизнесу, в первую очередь, нужна была дополнительная ликвидность для поддержания текущей деятельности.
Снижение активности наблюдается в тех отраслях, которые были отнесены к категории наиболее пострадавших от пандемии - туризм, ресторанный бизнес, сфера обслуживания. Бизнес, связанный с электронной коммерцией, доставкой товаров более стабилен.
- Вы упомянули о том, что частным клиентам, оказавшимся в сложной ситуации, вы предоставили льготный период по кредитам. Какие меры поддержки были введены для бизнеса?
- Безусловно, в первом полугодии 2020 года наша работа была сосредоточена на разработке и внедрении мер поддержки бизнеса. Так, в период острой фазы пандемии банк отменил ежемесячную плату за ведение расчетных счетов и предложил отсрочку по очередным кредитным платежам, финансировал рекламные кампании клиентов и софинансирует проекты, получившие наибольший отклик на краудфандинговой платформе Planeta.ru.
Все это мы делали и продолжаем делать по одной простой причине: мы заинтересованы в том, чтобы наши клиенты в максимально короткие сроки оправились от потрясений пандемии и встали на привычные или даже более быстрые рельсы. Банк развивается, когда стабилен бизнес его клиентов. Мы плывем в одной лодке, и поэтому просто должны были помочь предпринимателям.
- Как повлиял коронакризис на текущее обслуживание корпоративных клиентов? Выдаются ли сейчас вообще кредиты бизнесу?
- Несмотря на волатильность финансовых рынков и режим нерабочих дней ранее, Росбанк продолжает обслуживание корпоративных клиентов по всем видам операций. Мы без изменений проводили и проводим согласование кредитных заявок и документации, предоставляем необходимые выписки, справки и платежные документы с визой банка, реализуем операции факторинга, лизинга и торгового финансирования.
Особенно ценно, на мой взгляд, то, что в условиях коронакризиса Росбанк продолжает работу не только с действующими, но и новыми клиентами: мы открываем счета и устанавливаем лимиты финансирования для новых клиентов.
- Как изменились требования к корпоративным заемщикам, стали ли они жестче?
- Мы всегда придерживались достаточно консервативной риск-политики, это позволяет нам сохранять качество портфеля даже в такие сложные периоды на высоком уровне. Не зря банк третий год подряд включен в ТОП-3 ежегодного рейтинга самых надежных кредитных организаций в России по версии журнала Forbes.
Отмечу, что Росбанк предлагает программы господдержки, например, является участником программы по льготному кредитованию системообразующих организаций, также выдает кредиты на возобновление деятельности по сниженной процентной ставке до 2% годовых. Не все клиенты удовлетворяют условиям программ господдержки, поэтому каждую заявку мы рассматриваем индивидуально, подбирая оптимальный вариант финансирования для компании, обратившейся за помощью.
- Какие сектора экономики для вас являются приоритетными в работе сегодня, в условиях неопределенности из-за коронакризиса?
- Основная доля кредитно-документарного портфеля Уральского филиала по корпоративному бизнесу приходится на ведущие отрасли региона, такие как металлургия и промышленность - 78%, доля нефтехимической промышленности составляет 13%, строительной отрасли - 4%, оставшиеся 5% приходятся на все компании из прочих отраслей.
- Каковы ваши прогнозы по восстановлению и развитию банковского сектора?
- Сейчас достаточно сложно давать четкие прогнозы на ближайшее будущее. Тем не менее, мы стараемся позитивно смотреть вперед и отвечать текущим вызовам. Наша стратегия и консервативная риск-политика нацелены на сохранение устойчивых позиций на рынке, соблюдение обязательств перед клиентами, повышение качества обслуживания, а также дальнейшее инвестирование в развитие цифровых сервисов.