Льготные автокредиты делают социальный разворот

27.02.19∕11:52

Некоторые размышления о новых условиях госпрограммы

Льготные автокредиты делают социальный разворот
Фото: pixabay.com
Итак, Минпромторг анонсировал возобновление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Официально конкретных условий пока никто не называл, и не факт, что скоро назовёт - прежде постановления правительства на эту тему выходили с большим запозданием, когда кредиты уже вовсю выдавались. Однако в СМИ попала информация, что максимальная стоимость автомобиля, подходящего под льготу, будет снижена с 1,45 млн до 1 млн рублей. Такое решение весьма любопытно, если учесть, что в 2018 году средняя стоимость авто выросла на 7,5% (по данным агентства «Автостат»), но вполне объяснимо.

Несложно заметить, что наиболее широкие льготные программы кредитования - ипотечная и автомобильная - за последние два года изменились по существу: раньше их целью было вытягивание побитых кризисом рынков, сейчас они превратились в социальные проекты, ни с какими кризисами уже не связанные. Раньше государство поощряло любого заёмщика, сейчас его заботят целевые социальные группы, в случае автокредитования - молодёжь («Первый автомобиль») и многодетные семьи («Семейный автомобиль»). Попутно это помогает и рынку, но приоритеты сместились.

Важный момент: социальная программа ещё не значит адресная. Людям раздают льготы, не глядя, нуждаются ли они в этих льготах (а никто, понятно, не отказывается). И вот, именно в автокредитной программе мы видим попытку превратить социальную программу в социально-адресную. Скидка на авто достанется только заёмщикам скромных запросов и, следовательно, скромных доходов.

Шаг со стороны государства вполне логичный и, пожалуй, даже похвальный (в России больше привыкли раздавать халяву всем подряд), но согласуется ли новый порог с рынком? По данным уже помянутого агентства «Автостат» средний чек при покупке нового авто в 2018 году поднялся до 1,43 млн рублей и продолжает расти. Правда, льготная программа распространяется только на машины российской сборки (включая иномарки), и тут статистика более лояльна: средняя стоимость отечественного авто - 625 тысяч рублей (данных по иномарках российской сборки нет). Справедливости ради отмечу, что цена некоторых российских моделей, считающихся бюджетными (например, Лада-Веста), перевалила за миллион, но всё же кое-какой выбор у заёмщиков остаётся. К слову, в 2017-2018 годах лимит программы (1,45 млн) был значительно выше среднерыночного чека.

Более серьёзный вопрос - насколько своевременным является поворот к адресности. Если в прежних условиях госпрограмма сохраняла элемент поддержки кредитного рынка, то теперь он сходит на нет. Между тем, однозначно говорить о восстановлении рынка пока нельзя. В целом показатели тех месяцев, что он прожил без господдержки неплохи, но анализ в географическом разрезе выявляет полярный разброс цифр. Во многих регионах после сворачивания льготных программ кредитование резко просело и не проявляет признаков восстановления, а общероссийскую статистику вытягивают несколько краёв и областей, в том числе Свердловская. Не придётся ли правительству разворачиваться на 180 градусов и вновь ставить в приоритет поддержку рынка? Обоснованно судить об этом можно будет не ранее второго квартала.

Просмотров: 482

Подписка на новости
E-Mail: 
Обновить 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

1 Сбербанк (Уральский банк)
2 ВТБ
3 Уральский банк реконструкции и развития
4 РОСБАНК
5 Альфа-Банк
6 Россельхозбанк
7 Запсибкомбанк
8 Промсвязьбанк
9 ОТП Банк
10 Райффайзенбанк
на 18.03.2019
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом ИА "БанкиИформСервис" использует файлы cookies. В cookies содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные использовались, отключите cookies в настройках браузера.

   Подробнее