С начала недели рубль потерял 5,3% (4,5 рубля) к доллару и 6% (5,5 рублей) к евро. Курс американской валюты в пятницу доходил до 89,65, европейской - почти до 98 рублей. Но самое интересное, что у наблюдаемой картины нет удовлетворительного объяснения. Есть лишь несколько теорий, каждая из которых имеет слабые места.
Первая - конспирологическая. Мол, российские власти неким непонятным способом тайно управляют курсами валют и ослабляют рубль, поскольку это выгодно для бюджета. Здравое зерно тут в том, что слабый рубль действительно выгоден российской экономике, особенно сейчас, на фоне роста бюджетных расходов. Поэтому нет ничего удивителного в том, что ЦБ не спешит бороться с девальвацией рубля.
Что до причин девальвации, их лучше объясняет теория торгового дисбаланса. Импортёры приобретают валюту для закупки товаров, экспортёры, напротив, получают валюту за свой товар и переводят её в рубли. Экстремальное укрепление рубля в 2022 году было в первую очередь вызвано именно нарушением импортных цепочек, что привело к падению спроса на валюту. В 2023 году импортёры справились со своими проблемами, и спрос восстановился. Однако теперь проблемы возникли уже у экспортёров: упали цены на многие сырьевые товары, а значит, и валютная выручка. Кроме того, с 2022 года внешнеторговый оборот активно пытаются перевести в рубли, и в экспортной части, где государственных и квазигосударственных компаний больше, этот процесс, видимо, идёт успешнее, чем в импортной, а отсюда дополнительная расбалансировка валютных спроса и предложения.
Данный фактор является основной причиной постепенного ослабления рубля в первом полугодии, но он никак не объясняет резкие движения последних дней.
Есть версия, что спрос на валюту повысил «Магнит», который будет выкупать свои акции у нерезидентов (иностранных держателей) за валюту и потратит на это, по оценкам, 800 млн долларов. Покупка валюты «Магнитом» действительно могла стать катализатором, но вряд ли сама по себе привела бы к падению рубля на несколько процентов.
Более значимым представляется фактор спекулятивного спроса, масштаб которого сложно отследить (когда на рынке происходит что-то непонятное, это почти всегда спекуляции). Поскольку среднесрочный тренд на ослабление рубля под влиянием восстанавливающегося импорта был очевиден, инвесторы уже давно были настроены в целом «антирублёво», а спекулянты при любой краткосрочной нестабильности на валютном рынке ставили против российской денежной единицы, подгоняя курсы доллара и евро вверх. События 24 июня, хотя и не вызвали полноценную валютную панику, всё же спровоцировали беспокойство, многим захотелось прикупить валюту на всякий случай. На этом фоне стали активно муссироваться старые и новые прогнозы о долларе по 90-100 рублей, которые стали самосбывающимися пророчествами (то есть, сам факт обсуждения этих прогнозов толкал события к их исполнению).
Нежелание финансовых властей противодействовать падению рубля (благо, на инфляции это пока особо не сказалось, а бюджету выгода) позволяет рублю падать и дальше. Ожидать экстренного повышения ключевой ставки или масштабных валютных интервенций пока не стоит - если и будут сделаны какие шаги, то скорее символические. Таким образом, доллар вполне может подняться выше 90, а евро выше 100, но любое движение, не имеющее под собой фундаментальной причины, обречено смениться на обратное. Поэтому в скором времени мы наверняка увидим укрепление рубля до «обоснованных» 80-85 за доллар.
Что касается среднесрочной перспективы, то пока рубль остаётся под давлением описанного выше внешнеторгового фактора и оттока капитала. Поэтому падение доллара ниже 78-80 в ближайшие два-три месяца маловероятно.
Свежие банковские новости читайте в нашем телеграм-канале или в канале Яндекс.Дзен.