Глава екатеринбургского филиала Росбанка рассказывает о том, как реализована новая модель работы с малым бизнесом, и что будет сделано в ближайшем будущем
- Малый бизнес был создан как самостоятельное направление в Росбанке не так давно - в 2017 году. В 2018 году мы сформировали сильную команду, а также внедрили новую бизнес-модель. Как результат - 2018 год стал очень успешным в этом направлении. Чистая прибыль увеличилась на 47% и составила 1,8 млрд руб. Комиссионные доходы увеличились на 44% по сравнению с 2017 годом. Остатки на текущих счетах увеличились на 33%. В 2018 году количество клиентов - компаний малого бизнеса - выросло на 58% по всей России и на 14% - в Свердловской области. В нашем регионе активных клиентов больше полутора тысяч: за год их количество увеличилось на треть. Объём кредитного портфеля МСБ в Свердловской области вырос за 2018 год в полтора раза. Мы работаем с малыми предпринимателями из всех отраслей, при этом большая часть клиентской базы представлена компаниями из сферы услуг и розничной торговли.
В последние годы мы немало инвестировали в работу с этим сегментом - и в команду, и в ресурсы. И сегодня эти инвестиции возвращаются к нам. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом.
Качественный прорыв был совершен в сфере разработки продуктов и процессов. Были запущены пакеты услуг для клиентов малого бизнеса и новая PRO-карта, время открытия счета сократилось с 6 до 0,3 рабочих дней, процесс кредитования был значительно оптимизирован и был запущен продукт по лизингу автомобилей.
В ближайшие годы банк будет выстраивать модель обслуживания малого бизнеса 2.0 - назовем её так. Она будет основана на полностью новом подходе к обслуживанию компаний малого бизнеса с совершенно новым онлайн-процессом. Например, те же счета можно будет открывать за считанные минуты.
Но трансформация обслуживания не сосредотачивается на отдельных продуктах. Новый подход подразумевает создание экосистем, в рамках которых клиент будет получать широкий спектр актуальных для него услуг. Помимо базовых - счетов, РКО - будут более крупные, такие как бухучет, налоговые услуги. Плюс интересная аналитика, которая позволит клиентам понимать свой рынок, конкурентные преимущества, и то, как разворачивать свой бизнес.
Мы также начали пилотировать интеллектуальный скоринг для машинного обучения, который будет помогать нам лучше понимать профиль новых клиентов и предлагать на основе этих данных наиболее подходящие продукты.
Сегодня мы уже близки к внедрению интернет-банка и мобильного банка специально для малого бизнеса. Сейчас наши клиенты из этого сегмента «живут» на платформе для корпоративных клиентов, но мы понимаем, что потребности ИП и МСБ отличаются от потребностей большого корпоративного клиента, поэтому год назад приняли решение, что с нуля построим отдельную платформу для малого бизнеса. Мы стремимся к тому, чтобы предприниматели обслуживались в Росбанке и как физлица. В этом году мы представим новую платформу дистанционного банковского обслуживания, которая, кроме расширенной функциональности, обеспечит возможность двойного доступа - как розничный клиент и как предприниматель - через одно приложение. Уверен, что наш новый сервис быстро завоюет внимание целевой аудитории.
Работа с компаниями малого бизнеса - одно из приоритетных направлений нашей деятельности сегодня и мы гордимся результатами 2018 года: по итогам года эта бизнес-линия стала самой прибыльной в розничном бизнесе группы Росбанк в России и заняла 2-е место среди всех направлений деятельности Группы после корпоративного бизнеса.