Претензии не касаются вкладчиков, имевших на счетах менее 1,4 млн рублей
Что произошло?
АСВ подало судебные иски к некоторым вкладчикам, снимавшим деньги со счетов непосредственно перед отзывом лицензий. Подозрения коснулись бывших клиентов Татфондбанка, Интехбанка (эти организации упомянуты в разъяснительном релизе агентства) и Военно-промышленного банка (по данным газеты «Коммерсантъ») - всего примерно пятисот человек. Аналогичные иски поданы и к некоторым юрлицам.
От людей требуют вернуть снятые перед отзывом лицензии деньги. В случае отсутствия средств (все страховые случаи произошли более года назад: у Татфондбанка и Интехбанка в декабре 2016 года, у ВПБ - в сентябре) дело может дойти до процедуры банкротства. При этом востребованные средства будут учитываться в требованиях вкладчика к банку и полностью или частично (в зависимости от суммы) возвращаться посредством страховой выплаты. То есть, если человек перед отзывом лицензии забрал из банка весь вклад, он должен его вернуть, а потом получить обратно в пределах 1,4 млн рублей, если забрал вклад не полностью - вернуть снятую сумму и получить обратно ее часть, если уже полученная им от АСВ страховка не исчерпала 1,4 млн рублей.
Что нового?
В официальном сообщении АСВ указано: «После получения от ряда вкладчиков дополнительных документов и пояснений относительно обстоятельств снятия ими денег, а также анализа вновь появившейся информации проводится корректировка ряда заявленных требований, в том числе по части из них предполагается заявление отказов… Вкладчики, вовлеченные в подобные схемы действиями сотрудников банков и введенные ими в заблуждение, не пострадают». Глава агентства Юрий Исаев заявил, что количество исков к бывшим клиентам Татфондбанка и Интехбанка сократится примерно на 240.
Стоит ли бояться вкладчикам других банков?
Все-таки не стоит. Прецедент получился тревожный, и не исключено, что такие случаи могут возникнуть и впредь. Однако для трезвой оценки ситуации важно понимать несколько моментов.
Вкладчики забирали свои деньги законно. Даже если кто-то из них действительно обладал инсайдерской информацией. Даже если спешно дробил вклады. Но и АСВ действует законно. Его цель - выявить случаи, при которых большинству клиентов уже было отказано в выдаче средств, но кто-то деньги все же получал, иначе говоря, случаи сговора. И эти деньги, взысканные через суд, пойдут не в бюджет АСВ, а на удовлетворение требований кредиторов лопнувшего банка, в том числе и на выплаты вкладчикам сверх гарантийных 1,4 млн рублей. Однако по закону любое снятие средств перед отзывом лицензии считается «предпочтительным удовлетворением требований отдельного кредитора», поэтому значительная часть исков была адресована ни в чем не виноватым вкладчикам и потребовалось тщательное разбирательство.
Кроме того, не стоит думать, что АСВ вчиняет иски всем, кто незадолго до отзыва лицензии снял со своего счета пару тысяч. Во-первых, агентство изначально исключает все неподозрительные, «естественные» операции, например, снятие перечисленной на счет зарплаты. Во-вторых, вкладчиков, имевших на счетах менее 1,4 млн рублей, никто в принципе трогать не будет: даже в случае доказанного сговора отсуженные у них деньги придется вернуть им в полном объеме (в рамках страховки), и разбирательство теряет смысл.
Пугающее же понятие «массовых исков» в отношении нынешнего инцидента означает лишь то, что иски не единичны (единичные случаи бывали и раньше). В случае Татфондбанка разбирательство коснулось примерно 400 человек, что составляет четверть процента от общего числа вкладчиков на момент страхового случая.
Наконец, если подобные случаи будут происходить в будущем, они останутся исключительными. АСВ в своем релизе отметило, что в Татфондбанке и Интехбанке ему пришлось столкнуться с беспрецедентными объемами махинаций.