О современном итальянском кинематографе, о том, насколько это востребовано и ожидаемо в Тюмени, и об организаторских секретах кинофестиваля мы побеседовали с киноведом Натальей Павловной Соколовой и с Аленой Сергеевной Филипповой, Управляющим Уральским филиалом Банка Интеза-банком, организовавшим фестиваль в Тюмени.
- Наталья Павловна, известно, что Италия знаменита своей модой и стилем, вином, кухней, прекрасной природой, и конечно кинематографом. Все мы выросли на знаменитых классических фильмах Феллини, любовались Марчелло Мастроянни, Адриано Челентано, Софи Лорен и многими, многими другими известными актерами. А какой итальянский фильм является Вашим любимым и почему? Какого итальянского актера Вы бы отметили особенно, за какую киноработу?
- В ответе на этот вопрос трудно быть оригинальной. Нас очень много связывает с Италией и не только в области культурного обмена. Эта связь куда глубже. Безусловно, она присутствует на ментальном уровне. Не случайно в современной Европе россиян называют "сумрачными итальянцами". Для людей моего поколения итальянское кино было самым притягательным и прекрасным. Мы выросли на нем. Очень сложно выделить из всего корпуса удивительных итальянских фильмов самый любимый. Но я все-таки такой фильм назову - главный шедевр Федерико Феллини "Восемь с половиной". По мнению киноведов, этот фильм поделил киноисторию на две части: "до" и "после" "Восьми с половиной".
Среди целой когорты великолепных итальянский актеров я отдам предпочтение актеру Марчелло Мастроянни и отмечу две его работы в фильмах Федерико Феллини - "Сладкая жизнь" и "Восемь с половиной". Эти роли, по-моему,обозначили поворотный момент в его карьере, стали вершинами его творчества.
Итальянское кино уникально. Ни в одном другом национальном кинематографе нет такого количества абсолютных красавиц, как в итальянском. Самые знаменитые из них, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Моника Вити, Орнелла Мути, Клаудиа Кардинале и Моника Беллуччи, - обладают мощным драматическим даром. Но моя любимая актриса - Анна Маньяни, которая была женщиной с обычным лицом. Но именно ее историки кино называют ВЕЛИКОЙ.
- Алена Сергеевна, уже третий год Банк Интеза является организатором кинофестиваля N.I.C.E в Тюмени. Насколько сложно привести итальянские фильмы сюда, и насколько востребовано это тюменскими зрителями?
- Действительно, уже третий год подряд мы причастны к тому, что в Тюмени проходит итальянский кинофестиваль. Впервые N.I.C.E. прошёл здесь в 2015 году - это был подарок Банка Интезагороду на его день рождения. Все места в зрительном зале,на всех сеансах были забронированы ещё заранее, спрос оказался очень высоким. Зрителей впечатлило современное итальянское кино, которое, к сожалению, сейчас очень мало показывают на больших экранах. И мы очень рады тому, что имеем такую возможность - познакомить тюменцевс работами современных итальянских режиссеров, актеров. У нас в России, на Урале очень хорошо знают маэстро прошлых лет. Но вот с современными авторами из Италии, увы, не очень знакомы. Кроме того, кино на протяжении всей истории остается зеркалом, которое отражает ситуацию в обществе. Это касается не только Италии или России, а всего мира. Если говорить про организаторские сложности, то, безусловно, в организации каждого фестиваля есть свои технические моменты. Но в Тюмени кинофестиваль ждут, ему рады. Когда видишь, как люди после просмотра фильма аплодируют, как в театре - все технические проблемы отходят на второй план. Эта обратная связь говорит о том, что итальянская культура, итальянское кино очень востребовано в Тюмени. Все те, кто хотя бы один раз посмотрел фильм из репертуара N.I.C.E., ждут новыхработс огромной радостью. А что такое фестиваль N.I.C.E.? Это 20 лет и 152 режиссера, это самый верный способ прочувствовать страну, людей в ней живущих, язык, на котором они говорят. Это возможность путешествия в Италию, не выезжая из Тюмени.
- Наталья Павловна, известно, кино имеет итальянские корни, в прямом смысле. Синематограф братьев Люмьер был открыт именно в Риме и в том же году Альберини получил патент на съемочный аппарат, который назвал кинетограф?. Это ли объясняет то, что в Италии всегда был звездный состав режиссеров, актеров. Кто из них эпохи 1940-х-60-х годов «не дошел» до советского зрителя?
- Я вынуждена возразить. Кино имеет американские и французские корни. Давайте обратимся к самому авторитетному источнику по истории кино: "Всеобщая история кино. Том 1 (Изобретение кино 1832-1897, Пионеры кино 1897-1909)" французского историка кино Жоржа Садуля. В апреле 1895 года в Турине публике был показан кинетоскоп Эдисона. В марте 1896 года в Риме был открыт «Синематографа» братьев Люмьер. До Рима подобные синематографы уже открылись в Лондоне. Но Италия сыграла значительную роль в превращении кино в промышленность. Читаем у Садуля: "Вслед за Францией поднялись по очереди Италия, Германия, Дания, Россия, Швеция, Португалия. А раньше всех - Италия".Для создания собственной кинопромышленности в техническом отношении Италия была готова уже к 11 ноября 1895 года, когда туринский изобретатель ФилотеоАльберини запатентовал свой кинетограф, аппарат, способный снимать на пленку, проявлять и проецировать рисованные движущиеся изображения. Но собственно кинопроизводство началось с 1905 года. До этого по заказу Люмьеров снимались хроникальные ленты в стиле первого киносеанса - "Прибытие поезда на миланский вокзал" и "Умберто и Маргерита Савойские на прогулке в парке". Первая итальянская фирма называлась "Первое итальянское предприятие кинематографической промышленности Альберини и Сантони". На этой фирме был снят первый итальянский художественный исторический фильм "Завоевание Рима". Фильм фактически заложил основы для традиционного жанра в итальянском кино - костюмно-исторического фильма. Ранние итальянские фильмы именно этого жанра, а речь идет, прежде всего, о фильмах режиссера Джованни Пастроне, оказали огромное влияние на великого американского кинорежиссера Дэвида УоркаГриффита.
Уместнее говорить об итальянском вкладе в историю мирового кино. Необходимо начать с изобретения тем же ФилотеоАльберини широкоформатного экрана в 1911 году. Следующая веха - первый в мире международный кинофестиваль, который был организован в Венеции.Это - старейший международный кинофестиваль мира. Он был основан в 1932 году, кстати, по инициативе Бенито Муссолини, а ежегодно проводится на острове Лидо с 1934 года.Самая яркая страница история итальянского кино связана с неореализмом. Неореализм - одно из самых ярких и, пожалуй, первое крупное художественное явление послевоенных лет не только в итальянской, но во всей мировой культуре. Из неореализма вышло великое авторское кино в лице ЛукиноВисконти, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьера Паоло Пазолини и братьев Тавиани. Для российских зрителей моего поколения очень значимы фильмы режиссеров следующего поколения: ЛилианаКавани, Франко Дзеффирелли, Бернардо Бертолуччи, Марко Беллоккьо, Франческо Рози, Этторе Скола и ДамианоДамиани. Художественными лидерами современного итальянского кино, полюбившимися российскими зрителями, являются Роберто Бениньи, Нанни Моретти, Джузеппе Торнаторе, Паоло Соррентино и другие.Безусловно, среди современных российских зрителей достаточно поклонников маргинальных направлений итальянского кино: "джалло", т.е. детективы (МаривоБава, Дарио Ардженто); эротика (Тинто Брасс).
У каждого из упомянутых мной режиссеров была своя непростая история в советском прокате в 1940-е-60-е годы. Многие картины Микеланджело Антониони и Пьера Паоло Пазолини очень поздно дошли до российского зрителя.
- Алена Сергеевна, безусловно, миссия кинофестиваля N.I.C.E., в первую очередь, знакомить с современным итальянским кинематографом. Откуда идут корни фестиваля и какова его цель? Как отбираются фильмы на кинофестиваль? И почему именно Банк поддерживает этот проект?
- Кинофестиваль ведёт свою историю с 1991 года. Его родиной является Флоренция. А цель - популяризация современного итальянского кино за пределами Италии. Он регулярно проводится в России, США, Великобритании и Китае. Каждый год из около 80 новых итальянских кинолент отбираются несколько лучших, которые демонстрируются за границей. Впервые в России кинофестиваль прошел в Москве в 1998 году.
New Italian Cinema Events - это событие первостепенной важности, которое курируют Генеральное управление кинематографии, Министерство иностранных дел, Посольство Италии в Москве, Консульства и Итальянские институты культуры в Москве и Санкт-Петербурге. Фестиваль нового итальянского кино уже побывал в этом году в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Сейчас он пройдет в Тюмени. Через несколько дней на площадке кинотеатра «Премьер» можно будет увидеть все фильмы из программы N.I.C.E.2017. Основное правило, что объединяет все города, которые принимают кинофестиваль - это то, что фильмы идут только на итальянском языке с русскими субтитрами. Впрочем, все больше и больше зрителей смотрят фильмы, не прибегая к помощи перевода - насколько вырос интерес россиян к изучению итальянского языка.
Отвечая на вопрос - почему? - я всегда говорю, что для нас это уникальная возможность внести свой вклад в поддержку дружбы между двумя странами. К примеру, уже много лет итальянская банковская группа ИнтезаСанпаоло, материнская компания Банка Интеза, является генеральным партнером Театра Ла Скала, и в частности более десяти лет поддерживает сотрудничество Ла Скала с Большим театром России. Ещё в 2011 году этот знаменитый миланский театр первым из зарубежных коллективов выступил на исторической сцене Большого, открывшейся после шестилетней реконструкции. Это стало возможным, в том числе, благодаря нашему многолетнему сотрудничеству.
Кроме того, Банк Интеза поддерживает многие выставочные и реставрационные проекты российских музеев. В Московском Кремле, например, при помощи Банка была отреставрирована икона «Святые равноапостольные Константин и Елена», а в Государственном Эрмитаже к 300-летию Санкт-Петербурга - залы Венецианского Ренессанса. Так что кинофестиваль - это не единственный культурный проект Банка. Мы на протяжении уже многих лет поддерживаем и литературные проекты, в том числе и Российско-итальянскую литературную премию для молодых авторов и переводчиков «Радуга», целью которой является поощрение творчества молодых писателей и переводчиков России и Италии, предоставление им возможности первой публикации и открытие новых имен в литературе обеих стран.
- Наталья Павловна, 27 сентября в Тюмени в третий раз стартует кинофестиваль современного итальянского кино N.I.C.E. Кинофестиваль уже полюбился горожанам, это показывает статистика - в прошлом году практические все места на сеансах кинофестиваля в залах киноцентра были заняты. Чем, по-Вашему, близко современное итальянское искусство россиянам? Почему получилось у актеров и режиссеров достучаться до сердца зрителей, не оставить равнодушными? И чем итальянское современное кино принципиально отличается от американского или азиатского?
- Я уже говорила о близости российской и итальянской ментальностей. Россия и Италия непросто справляются с нынешней экономической ситуацией. Ответом на социальные вызовы являются современные итальянские кинокомедии. Итальянские кинорежиссеры умеют смотреть на современный мир с юмором. В отличие от представителей современного американского или азиатского кино, итальянские мастера кино не делают акцент на использование суперсовременных технологий. Итальянским режиссерам по-прежнему интересны обычные люди с их так понятными российским зрителям заботами и радостями.
Иногда очень хочется прямо сейчас уехать в Италию, но не всегда для этого есть возможность или время. Зато есть отличный метод ностальгировать по этой стране: смотреть итальянское кино, создавая этакую небольшую итальянскую вселенную, не сходя с места. Создать такую вселенную поможет тюменцам кинофестиваль современного итальянского кино N.I.C.E., который с 27 сентября началсяв Тюмени в кинотеатре «Премьер». Икакговорятитальянцы - Vi diamo il benvenuto al cinema! Увидимся в кино! Ваш Банк Интеза и кинофестиваль N.I.C.E.