Аналитики попытались обнаружить связь между поведением человека в соцсетях и его кредитоспособностью
Тем не менее разработки продолжаются. И если раньше аналитики, как правило, акцентировали внимание на конкретной информации, отображенной на страничке человека (состоит ли в группах типа «Как обмануть банк», дружит ли с плохими заемщиками и пр.), то теперь они ищут и абстрактные закономерности.
Аналитическое агентство «Скориста» в одном из последних исследований сопоставило добросовестность заемщиков с их поведением в социальных сетях. Под прицел попали такие характеристики как открытость (информативность профиля и уровни доступа), активность (частота появления в сети, количество выложенных фотографий и пр.) и болтливость (количество постов, друзей и подписчиков).
Выяснилось, что с кредитными рисками коррелирует только болтливость. Попросту говоря, чем чаще и многословнее человек пишет в соцсети, тем хуже он обслуживает взятый кредит. В среднем неплательщики вдвое говорливее хороших заемщиков: они публикуют 3-6 постов в сутки по 45-60 символов каждый против 1-4 постов по 20-35 символов у «благонамеренных». Правда, при оценке следует брать старые публикации, поскольку за 1-2 месяца до обращения в банк все почему-то становятся более болтливыми. Этот феномен аналитики «Скористы» назвали «предзаймовым синдромом».
Исследователи копнули и еще глубже, попытавшись определить, какие темы и слова наиболее часто употребляют в соцсетях плохие и хорошие заемщики. Оказалось, что у первых популярностью пользуются темы быта и желаний, а у вторых - любви, красоты и дружбы.
Конечно, такой чисто семантический анализ не может давать бесспорные результаты, его роль может быть лишь вспомогательной. Тем не менее сотрудники «Скористы» считают свой метод вполне успешным и уверяют, что при его тестировании в сравнении с классическим методом (оценка по кредитной истории и данным судебных приставов) долю просрочки при одинаковом проценте одобрения удалось снизить с 27 до 20%.
Не исключено, что через некоторое время финансовые организации таки начнут применять подобные методы, и тогда потенциальным заемщикам придется быть скупыми на слова, чтобы банки стали щедрыми на кредиты.