Экспертное мнение аналитиков ВТБ Капитал от 1 августа

01.08.2014 15:21
Скопировать ссылку

Заявление FOMC оказало давление на валюты развивающихся рынков, включая рубль

В четверг российский валютный рынок открылся укреплением рубля примерно на 0.3–0.4% (около 35.50–35.55 относительно доллара). Однако отсутствие большого спроса на валюты развивающихся рынков после завершившегося в среду заседания Комитета ФРС по операциям на открытом рынке отрицательно сказалось на дальнейшей динамике рубля. Кроме того, вечером ЕС обнародовал новые ограничительные меры в отношении России. В результате, рубль закрылся на 35.68 к доллару и на 41.20 к бивалютной корзине. Рынок воспринял заявление FOMC как довольно жесткое: из него следует, что американская экономика вернулась на траекторию уверенного роста, а это значит, что повышение ставок в США может произойти раньше, чем до сих пор предполагалось. Большинство валют развивающихся рынков остаются под давлением. Турецкая лира торгуется на отметке 2.14, южноафриканский ранд – на 10.70, мексиканское песо – на 13.20, бразильский реал – на 2.26, то есть за последние недели все они подешевели примерно на 2.0?2.5%. Сейчас в портфелях инвесторов преобладают длинные позиции по валютам развивающихся рынков, что может привести к их дальнейшему ослаблению. Рубль под влиянием геополитических факторов потерял относительно сопоставимых валют порядка 3.0–3.5%, и если ситуация на какое-то время успокоится, это с большой вероятностью может стать причиной его опережающей динамики. Кроме того, до конца дивидендного сезона осталась всего неделя, и связанные с этим операции по конвертации экспортной выручки в рубли компаниями уже завершены. Поэтому если в ближайшее время мы и увидим давление на рубль, то небольшое.

 

Ставки: операции валютного свопа с Банком России остались невостребованными

Банки вчера воздержались от участия в операциях валютного свопа с Банком России, поскольку в систему ранее поступила дополнительная ликвидность в виде ежемесячных бюджетных расходов. Объем задолженности в рамках инструмента репо уменьшился до 2.71 трлн руб., остатки на корреспондентских счетах составили 1.2 трлн руб., то есть банки в данный момент располагают достаточной ликвидностью для выполнения требований по обязательным резервам. Между тем, банки вчера по итогам депозитного аукциона Федерального казначейства привлекли 60 млрд руб. по ставке 8.26%, фактически пролонгировав текущие депозиты к погашению. Ставки NDF / кросс-валютного свопа снижались: двух–пятилетние к концу дня опустились на 2–4 бп, двухлетняя ставка кросс-валютного свопа остановилась на уровне 9.08%. Ставки процентного свопа стали ниже на 5 бп; годовая ставка составила 10.33%, пятилетняя – 9.56%. Базис между ставками процентного и кросс-валютного свопов остается на уровне минус 100–110 бп и, на наш взгляд, вполне может сузиться по окончании цикла ужесточения процентной политики.

 

ОФЗ: тенденция к закрытию коротких позиций ослабевает

В четверг доходность ОФЗ понизилась на 2–3 бп на фоне менее активного закрытия коротких позиций. Тем не менее доходность почти всех облигаций ограничена диапазоном 9.40–9.50%, в том числе выпуск ОФЗ-26212 закрылся вчера на отметке 9.43%. На наш взгляд, сейчас довольно интересно выглядят бумаги сроком обращения 3–5 лет: их спред относительно стоимости операций репо с ЦБ РФ составляет 140–145 бп, что близко к историческому среднему уровню. Дальний отрезок кривой ОФЗ выглядит непривлекательным ввиду отсутствия спреда относительно среднесрочных бумаг. Есть основания полагать, что после августовской ребалансировки вес России в индексе локальных суверенных облигаций GBI-EM Diversified, составляющий 8.9%, может опуститься еще ниже, учитывая негативную динамику курса рубля и сдержанную активность Минфина (в июле объем размещения облигаций на первичном рынке составил всего 34 млрд руб.).

Аналитики ВТБ Капитал
Максим Коровин, Антон Никитин

 

Санкции: содержание секторальных санкций ЕС соответствует сообщениям прессы

Официальный журнал ЕС вчера опубликовал Постановление № 883/2014 и лежащее в его основе Решение Совета 2014/512 / CFSP (полные тексты см. по ссылке), которые содержат правовые формулировки секторальных санкций, о которых было объявлено ранее на этой неделе. Ограничения предусматривают, во-первых, запрет на продажу и/или передачу товаров и технологий двойного назначения, во-вторых, требование получения предварительного разрешения на продажу и/или передачу определенных технологий для нефтяной промышленности и, наконец, ограничения на доступ к рынку капитала для пяти государственных банков (четырех под санкциями США и «Сбербанка»). По части доступа к рынкам капитала запрещаются покупка, продажа, брокерские операции, содействие в выпуске в отношении облигаций со сроком погашения свыше 90 дней и акций, выпущенных после 1 августа 2014 года. В документе, на основе которого принято постановление ЕС, говорится (Статья 9), что решение действует до 31 июля 2015 года, но будет постоянно пересматриваться, при этом обоснованность и эффективность ограничительных мер в первый раз будет рассмотрена не позднее 31 октября.

Включение «Сбербанка» в санкционный список – умеренно негативное событие, так как его отсутствие в определении от 29 июля, выданном Управлением по контролю за иностранными активами Казначейства США, дало рынку повод для некоторого оптимизма в среду. Вместе с тем мы обращаем внимание на временный характер введенных ограничений и намеченное повторное рассмотрение их целесообразности уже через три месяца.

Аналитики ВТБ Капитал
Алексей Заботкин, Владимир Колычев

 

Налогообложение в России

По сообщению газеты «Ведомости», в минувшую среду на совещании у президента Владимира Путина члены правительства обсудили меры по расширению источников наполнения бюджета. Напомним, недавно правительство предложило два варианта повышения косвенного налогообложения: за счет введения в регионах налога с продаж (по информации различных источников, речь идет о ставке до 3%, либо до 5%), или же путем повышения на 2 пп ставки НДС. По словам неназванных членов правительства, президент поддержал идею регионального налога с продаж.

Как мы отмечали ранее, возможностей для простых шагов в бюджетной сфере у правительства уже не осталось, и рано или поздно ему придется принимать сложные решения. Вариантов финансирования дефицита бюджета не так много: по сути, все сводится к тому, чтобы либо сократить неэффективные расходы (или хотя бы ограничить их рост), либо повысить налоги. Если первый путь требует принятия непростых политических решений (ограничение роста затрат на финансирование армии, реформа пенсионной системы и т.д.), то второй предполагает увеличение налоговой нагрузки на население, будь то напрямую (за счет налогов на жилье и доходы) или косвенно (через НДС, налог с продаж и акцизы).

Надо сказать, что мы не очень верили в вероятность повышения налогов уже в следующем году, поскольку ослабление рубля обеспечило правительству определенное поле для маневра, и острая необходимость в повышении налогов до 2016 года, на наш взгляд, отсутствует (за первые пять месяцев текущего года профицит госбюджета составил 1050 млрд руб., почти вдвое превысив показатель годичной давности в 570 млрд руб.). К тому же, повышение налогов в следующем году нежелательно с точки зрения циклической динамики и в условиях стагфляции. Однако информация об инициативах, прозвучавших на совещании у президента, указывает на то, что все возможно, хотя, учитывая довольно расплывчатые формулировки «Ведомостей», имеет смысл, как нам кажется, дождаться окончательного подтверждения принятых решений. Это должно произойти до октября, когда правительство будет вносить на рассмотрение парламента проект бюджета на 2015–2017 годы.

С макроэкономической точки зрения большой разницы между повышением НДС и введением налога с продаж, на наш взгляд, нет; второе, правда, потребует значительных административных затрат, а кроме того, в этом случае выше риск ухода от налогообложения. Также введение налога с продаж нанесет очередной удар по и без того невысокой уверенности бизнеса, а учитывая низкое значение мультипликатора бюджетных расходов, влияние этого шага на темпы экономического роста будет довольно негативным. Инфляционный эффект данной меры (плюс 1.0–2.0 пп к общему ИПЦ в зависимости от того, как много регионов решат ввести у себя новый налог, и сколько товаров из инфляционной корзины будет затронуто) осложнит переход к инфляционному таргетированию и не позволит стабилизировать инфляционные ожидания. Кроме того, это повысит шансы правительства на успех в ограничении независимости ЦБ. В целом данная новость, несомненно, создает риски для наших прогнозов в отношении темпов экономического роста, инфляции и процентных ставок.

Аналитики ВТБ Капитал
Владимир Колычев, Дарья Исакова

Источник:
Банк ВТБ (ПАО) (лицензия ЦБ РФ № 1000)
Просмотров: 2383
Читайте нас в