Многие предприниматели насторожено следят за экономическими и геополитическими новостями и размышляют над тем, что делать, если наступит острый кризис, а также пытаются понять, как на их бизнес может повлиять членство России в ВТО. Ряд универсальных рекомендаций могут позволить вашему бизнесу благополучно адаптироваться к меняющимся экономическим реалиям.
Во-первых, необходимо пересмотреть приоритеты. Если, к примеру, вы планировали выход на новый рынок или расширение штата, стоит тщательно взвесить эти решения и понять, какие могут быть последствия в случае реализации самого негативного сценария. Если у вашей компании нет достаточно резервов или имеется высокая долговая нагрузка, с такими решениями, безусловно, следует подождать. Также в текущий период опасно инвестировать в развитие основных фондов компании (например, покупать станки для наращивания производственных мощностей), не имея четких представлений о том, как расширить сбыт. Средства лучше направить на улучшение клиентского сервиса и сектор продаж, ведь, возможно, в скором времени вам предстоит конкурировать не просто за долю рынка, а буквально за каждого клиента.
Во-вторых, нужно контролировать и максимально возможно снижать долговую нагрузку. Задолженность по кредитам в кризисный период может стать для вашего бизнеса тем самым «камнем», который утянул «на дно» не одну компанию в прошлые кризисы. Помните поговорку: «Банк дает зонтик, когда светит солнце, а отнимает, когда идет дождь».
В-третьих, нельзя забывать о коммуникациях. В условиях, когда среди сотрудников гуляют слухи о возможных сокращениях, поставщики опасаются не получить своевременную оплату, а инвесторы боятся потери вложений, эффективному менеджеру чрезвычайно важно открыто говорить со всеми заинтересованными сторонами, стараясь вселить в коллег, партнеров и инвесторов уверенность и оптимизм. Постарайтесь собрать вокруг себя команду единомышленников – так управлять судном в бушующем море кризиса будет легче.
И, наконец, в-четвертых, распределяя заработную плату и премии среди сотрудников, не прибегайте к уравнительному принципу. Помните: лучших работников следует вознаграждать даже в условиях кризиса. В противном случае их легко переманят конкуренты. Если рабочих мест в кризис становится меньше, то спрос на высокоэффективных специалистов, как правило, наоборот, растет.
В конечном счете, ваши позиции на рынке после кризиса будут во многом зависеть от того, насколько грамотно вы действуете сегодня.
Еще один серьезный вопрос, который тревожит бизнесменов – как скажется на их бизнесе вступление в силу норм Всемирной торговой ассоциации. По данным опросов не больше 15% российских предпринимателей заявляют о полной готовности работать в новых условиях, и это при том, что Россия вступила в ВТО на условиях мягкого переходного периода.
Возможно, опасения руководителей предприятий связаны со слабым пониманием макроэкономических процессов и восприятием перемен как некой проблемы, а не как вызова, который позволяет в перспективе вести коммерческую деятельность на равных условиях с участниками мирового рынка, обеспечивающими 95% оборота мировой торговли. Итак, о чем должен знать владелец бизнеса в свете перемен?
Во-первых, необходимо четко понимать параметры вашего бизнеса – кто вы, что вы производите, какая у вас доля рынка и т.д. Сейчас самое время поручить специалистам по маркетингу проведение анализа внешнего рынка в вашей сфере. На это придется потратить время и средства, но вы будете гораздо лучше понимать, какое место вы занимаете в новой системе координат и каковы ваши перспективы.
Во-вторых, жизненно важно понимать, какие конкретно перемены могут произойти в отрасли и на том рынке, где вы работаете. Кроме того, вы должны знать, существуют ли механизмы государственной поддержки предприятий вашей отрасли, когда и на каких условиях ими можно воспользоваться.
В-третьих, необходимо определить уязвимые места вашего бизнеса. Чаще всего это низкая конкурентоспособность товара (по качеству, цене, дизайну и т.д.). Выход на внешний рынок связан с соблюдением четких стандартов – одно из основных условий тендеров по поставке продукции и услуг – наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям международного стандарта ISO 9001:20001. Возможно, ваша основная проблема – дефицит квалифицированных специалистов. В условиях роста конкуренции борьба идет не только за клиента и долю на рынке, но и за «головами».
Особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, вас может подвести незнание основ внешнеэкономической деятельности: таможенных тарифов и условий поставки, международного механизма разрешения торговых споров и т. д. Это чрезвычайно важно, так как нормы и правила ВТО имеют приоритет над российским законодательством.
Вы должны понимать, как именно вы будете закрывать свои слабые места и какие для этого будете использовать ресурсы. Возможно, вам уже пора отправлять некоторых специалистов на дополнительное обучение или привлекать средства на модернизацию оборудования.