Министр труда Максим Топилин обмолвился, что правительство обсуждает обнуление накопительных отчислений и в 2015 г.
Заявление вызвало большой резонанс. Ведь не далее чем две недели назад министр финансов Антон Силуанов, озвучив тоже не самую позитивную новость о невозможности вернуть уже изъятые из накопительной системы средства, твердо заявил, что продления моратория не будет. В ходе атаки СМИ на правительственных чиновников все профильные ведомства (Минтруд, Минфин и Минэкономики) открестились от инициативы очередной «заморозки», а сам Топилин не стал разъяснять свои слова.
«Топилин не имел в виду планы Минтруда», - цитирует РБК пресс-секретаря вице-премьера Ольги Голодец Алексея Левченко. В то же время «Ведомости», ссылаясь на свои источники в правительстве, сообщают, что социальный блок действительно предлагал «заморозить» пенсионные накопления в 2015 году, но встретил сопротивление со стороны Минфина и Минэкономики (последнее, напомним, выступало и против «заморозки» 2014 года). Косвенно активное обсуждение вопроса в правительстве подтверждает и упомянутая Максимом Топилиным цифра в 280 млрд рублей: расчеты целесообразности нового моратория явно проводились. Похоже, что окончательное решение еще не принято, а выбор может склониться как в ту, так и в другую сторону. Ключевое значение, вероятно, как и в прошлом году, сыграет позиция президента.
Особенную остроту вопросу придает тот факт, что изъятие пенсионных накоплений в страховую часть в 2014 году оправдывается преобразованием негосударственных пенсионных фондов (они проходят акционирование). Камуфлировать новую «заморозку» будет уже нечем, она однозначно продемонстрирует, что у государства не хватает денег для поддержания пенсионной системы, и что самое простое решение проблемы (априори не являющееся окончательным) оно видит в уничтожении накопительной составляющей этой системы. Следовательно «заморозка» накоплений 2015 года не только «убьет» значительную часть (возможно, большинство) НПФ, но и основательно подорвет доверие граждан и инвесторов к пенсионной системе, а в более широком плане - и к российской экономике в целом.