«Не думаю, что сейчас ребрендинг нужен»

21.03.2014 11:10

В конце января 2014 года председателем правления ОАО «СКБ-банк» (принадлежит группе «Синара» Дмитрия Пумпянского) был назначен Илья Зибарев. В интервью он пояснил, какие задачи перед ним поставили акционеры, за счет чего региональный банк становится федеральным, и какие события в 2014 году окажут сильное влияние на банковский рынок

- Какие задачи поставили перед вами акционеры?

- В первую очередь, нужна стратегия развития банка. И у меня есть четкое видение, как будет развиваться СКБ-банк. Думаю, это во многом и определило мое назначение. Мы готовим эту стратегию и осенью представим ее акционеру. У нас серьезные амбиции, и это амбиции не локального, а федерального банка. Мы настроены на развитие большого банка, это интересно нашей команде и вдохновляет нас на результат. Мы даже для себя называем программу изменений «СКБ 2.0».

2013 год был непростым для банковской системы, поэтому теперь перед ней и перед СКБ-банком стоит ряд вопросов, которые важно в ближайшее время решить. Нужно пересматривать подходы к кредитованию массовых сегментов, кредитованию индивидуальных предпринимателей и микробизнеса, кредитам МСБ и так далее. Учитывая закредитованность населения, работать сейчас нужно намного аккуратнее и более четко, уделяя особое внимание системе управления рисками.

У СКБ-банка есть планы стать реально крупным федеральным банком, и мы отдаем себе отчет в том, что наличие 200 офисов в стране не делает нас априори таковым. Федеральным банк становится тогда, когда, например, в Санкт-Петербурге не один офис, а десять, когда у банка действительно большая экономика в разных регионах. Мы начали развиваться с востока, теперь нам нужно осваивать западные города. Москва и Санкт-Петербург, Краснодар и другие крупные города важны, у нас там должно быть достаточное количество активов и пассивов, и должны быть офисы, которые это обслуживают. Это территориальная диверсификация нашего бизнеса.

- Сейчас уже планируются изменения филиальной сети?

- Сеть в 2014 году по сумме точек останется без изменений, потому что нерентабельные точки закроются, а новые появятся. В ряде городов нерентабельные точки уже закрылись, в основном, это третьи-пятые офисы в городе, где место было выбрано неудачно. Я думаю, около 10-15 закроем, сэкономленные средства направим на открытие еще 10.

- На какие сегменты клиентов вы сделаете ставку?

- В розничном кредитовании и малом и среднем бизнесе (МСБ) мы сейчас работаем в массовом сегменте. В первом случае это люди с доходом 15-35 тыс. рублей, во втором - индивидуальные предприниматели (ИП). Наша задача - сохранить здесь свои позиции и перестроить кредитные продукты так, чтобы рисков стало меньше. Сейчас все понимают, что эти клиенты закредитованы. Мы пойдем в верхнемассовый сегмент или даже affluent (прослойка состоятельных клиентов между верхнемассовым сегментом и VIP. - „Ъ”). Так как риски по ним меньше, то и ставка для них будет более привлекательной. Диверсификация сегментов делает банк более устойчивым. Мы будем внимательнее смотреть на разные категории клиентов, у нас будет рефинансирование.

- Борьба с рисками подразумевает новые системы скоринга (система оценки банками платежеспособности клиентов)?

- Да. Это собственная скор-карта, которая будет построена во многом на нашей базе данных, это улучшенная система работы с базой данных клиентов, предотвращение мошенничества. Основные показатели: возраст, доход, отрасль, просрочки, ретро-анализ.

- Можно говорить об изменении позиционирования или ребрендинге банка?

- Не думаю, что сейчас ребрендинг нужен. Мы точно будем менять ситуацию внутри офисов. Сегодня у нас очень много офисов, многие из них сильно отличаются друг от друга, например, размерами. В результате у клиентов может создаваться ощущение разных форматов точек продаж. Мы разработаем единые стандарты размещения и внутреннего оснащения офисов, более четко будем позиционировать их для нашей аудитории, но речи об изменении фирменного стиля или названия банка не идет.

- Сколько банковских продуктов приходится на одного клиента?

- Примерно 1,6. Основной продукт - кредитование. Но в будущем показатель планируем увеличивать. Мы идем в другой сегмент, которому уже нужен не только кредит. Ему нужно обслуживание, дебетовая карта с дополнительными преимуществами, расчетный счет и так далее.

- Планируете вводить новые продукты для привлечения средств населения, например, продукт «Вклад плюс ПИФ»?

- На рынке есть такой продукт, мы его давно знаем. Может быть, и мы сделаем. Возможно, это будет вклад плюс накопительное страхование жизни.

- Какие перспективы у уральского банковского рынка, может ли он догнать столичный?

- В стране никто не может догнать московский рынок, да и цели такой нет. В Москве по самым скромным оценкам живет 15 млн человек, объем денег там не сопоставим ни с каким другим субъектом федерации. Мы можем мыслить себя банком региона, а можем относиться к региону просто как к месту, где делаем бизнес. Многие промышленные компании переводят головные офисы в Москву, потому что там либо экономические условия более привлекательные, либо возникает необходимость более плотной работы с регуляторами и госзаказчиками. Для нас это пока не принципиально. Вообще, я считаю, в наше время расстояние между столицей и региональными центрами начинает размываться. Мне лично легко организовывать коммуникации с любыми московскими партнерами, находясь здесь, на Урале.

- Перед назначением на пост председателя правления СКБ-банка вы работали в различных структурах в Москве и Санкт-Петербурге. Как этот опыт может вам помочь в Екатеринбурге?

- Санкт-Петербург дал мне большой опыт работы в госструктурах и знание людей, которые сейчас работают в Москве. Все, с кем я работал, сейчас работают в российском правительстве либо администрации города. Учитывая, что в нашей экономике государство играет особую роль, иметь контакты и поддержку во власти всегда помогало. Москва, работа в крупнейших российских банках научили меня простым и важным вещам: считать деньги, работать в открытой рыночной архитектуре и действовать на опережение - и в плане технологий, и в плане продуктов, и в плане мотивации клиентов и персонала. Москва - это намного более продвинутые технологии, больше знаний. Это центр всего нового, что есть в стране. Ты понимаешь, как работают западные структуры, русские и иностранные компании, какие новации они используют, делишься опытом. Сейчас опережение технологического знания и понимание того, что будет завтра, дает конкурентное преимущество.

- Какие события в 2014 году будут влиять на банковский рынок?

- Мы ждем закон о потребительском кредитовании, но как он будет сформулирован, никто не знает. Есть разговоры про системно значимые банки, это тоже может повлиять на банковский рынок. Вообще, продолжение чистки недобросовестных банков я считаю правильным. Может, формат этого процесса нужно было сделать более понятным людям, чтобы не было паники, но народ к ним уже привыкает.

Источник:
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ
Просмотров: 6641
Читайте нас в