Банк Москвы: Региональное присутствие – лучше меньше, но лучше

В 2013 году Банк Москвы ушел из 11 регионов, в 2014 году покинет еще 14. Потребительский бум закончен – ориентир на качество, а не на количество

В 2013 году Банк Москвы ушел из 11 регионов, в 2014 году покинет еще 14. Потребительский бум закончен - ориентир на качество, а не на количество

19-21 февраля в Москве состоялась выездная конференция для журналистов деловых изданий из самых разных городов России. Руководители Банка Москвы предпочли общение офлайн, пригласив журналистов на разговор в столицу. Они рассказали о своих достижениях и перспективах, о тенденциях российского банковского сектора в целом и ответили на вопросы корреспондентов из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Уфы, Хабаровска, Новосибирска, Кемерово, Краснодара, Екатеринбурга и других городов.

Региональное присутствие: лучше меньше, но лучше

Регионы по Банку Москвы занимают 61% в кредитном портфеле среднего и малого бизнеса и 51% портфеля кредитов населению. Такие цифры привел в своем выступлении президент - председатель правления банка Михаил Кузовлев. На 1 января 2014 года банк представлен 304 офисами, из которых 151 расположен в Московском регионе и 153 - за его пределами.

При этом, по словам Михаила Кузовлева, в соответствии со стратегией развития группы ВТБ, в которую входит Банк Москвы, нет задачи просто «покрыть» как можно больше городов. Напротив, речь идет о повышении эффективности региональной сети. Там, где банк не приносит прибыли, например, в Карелии, в Липецкой, Рязанской областях, на Камчатке, он передает своих клиентов коллегам: ВТБ24 - розничных клиентов, ВТБ - корпоративных.

Так, в 2013 году Банк Москвы ушел из 11 городов, в 2014 году покинет еще 14. Но зато в ключевых 10 регионах, где бизнес эффективен, он будет активно развиваться. На вопрос, не боятся ли банкиры потерять клиентов при «передаче», спикер ответил, что процесс интеграции группе ВТБ не в новинку, механизмы отработаны. Чаще всего клиенты просто не ощущают перемен, ведь для них сохраняются все прежние условия обслуживания. Даже персонал мигрирует вместе с клиентами, если кто-то привык обслуживаться у конкретного операциониста, то просто найдет его «под новой вывеской».

Екатеринбургский филиал не попадет «под сокращение»

По итогам 2013 года екатеринбургская команда добилась положительных результатов по всем направлениям. Так, портфель по кредитам физлиц превысил 4 млрд рублей. Прирост розничного портфеля в филиале составил 37% при среднем показателе по банковской системе 30%. Депозитный портфель частных клиентов увеличился на 13%. Большие перспективы у ипотеки на Урале. Есть планы по открытию трех дополнительных офисов.

Фокус на муниципальный бизнес и бизнес в рамках госзаказа

Объем рынка госзаказа составляет более 10 трлн рублей ежегодно. По заявлению руководства Банка Москвы, здесь имеются большие перспективы. Но далеко не все банки могут работать в этой нише.

Речь идет о предоставлении услуг для предприятий, которые стремятся получить заказ от властей на выполнение тех или иных работ или поставку товаров. Это, как правило, контракты на ремонт и строительство дорог, детских образовательных и медицинских учреждений, благоустройство городских территорий, модернизацию коммунальной инфраструктуры. Все большую популярность в этой связи приобретают тендеры и аукционы.

Как отметил в своем выступлении член правления Банка Москвы Владимир Воейков: «Среди исполнителей госзаказа наибольшей популярностью пользуются банковские кредиты и гарантии для участия в конкурсах и аукционах, а также финансирование деятельности, связанной с реализацией контрактов».

Новые сегменты, которые попали в поле зрения Банка Москвы, - это капитальный ремонт многоквартирных домов, зарплатные сегменты для бюджетного сектора, расчеты за жилищно-коммунальные услуги в регионах, социальная сфера.

Банк Москвы идет от нужд клиентов и не просто предлагает банковские продукты, но и разрабатывает программы, которые учитывают специфику отраслей. В настоящее время запущен проект «Центр финансового контроля», позволяющий осуществлять детальный контроль со стороны заказчика или уполномоченной им компании целевого использования денежных средств в рамках исполнения госконтракта. Это особенно важно для такого заказчика, как муниципалитет, который распоряжается деньгами налогоплательщиков.

Одним из успешных Владимир Войейков назвал социальный проект «Проход и питание», реализованный в столице совместно с правительством города Москвы. Речь идет о карте школьника, которая служит как пропуском в учебное заведение, так и «кошельком» для покупки обедов внутри учебного заведения. Кроме того, для родителей это дополнительный способ отслеживать своего ребенка: узнавать, что покупало их чадо, ел ли он вообще. Перевод денежных средств для пополнения лицевого счета школьника с помощью банковской карты выполняется в любом устройстве самообслуживания Банка Москвы.

Подобные проекты можно развивать и в других регионах. До 2017 года банк намерен увеличить свою долю на рынке муниципального бизнеса и бизнеса в рамках госзаказа до 20%.

Ловись рыбка, средняя и маленькая…

Как отметил в своем выступлении зампред правления банка Михаил Березов, в 2013 году кредитный портфель Банка Москвы вырос на 39% - до 823 млрд рублей. В планах по малому и среднему бизнесу портфель увеличить не менее чем на 30%, по рознице - на 20%. При этом кредитный портфель по корпоратам будет сокращаться. «Это соответствует стратегии развития Банка Москвы, которая нацелена на сотрудничество с предприятиями малого, среднего и муниципального бизнеса», - отметил Михаил Березов. Корпоративный крупный бизнес адресуется команде ВТБ.

При этом в банке отмечают, что в рознице бум кредитования уже прошел. Темпы роста по банковскому сектору замедляются, а просрочка растет. Объем розничных кредитов в 2014 году увеличится примерно на 20%, по оценкам разных аналитиков. Тогда как в 2013 году рост составил 35%, а в 2012 году - 43%.

Риск ухудшения качества активов грозит игрокам, которые увлечены потребительским кредитованием. Универсальные банки постараются сместить акцент на комиссионные доходы.

Владимир Верхошинский, член правления Банка Москвы: прогноз на 2014 год

В 2014 году все игроки банковского сектора перестроятся на качество, а не на количество, т.е. постараются выдавать деньги в основном положительным, состоятельным клиентам: зарплатникам, людям с хорошей кредитной историей или подтверждаемыми высокими доходами. Такое мнение озвучил на пресс-конференции Владимир Верхошинский.

Поборются банки и за чужих хороших клиентов, программы рефинансирования приобретают вес. Для аккуратных заемщиков, которые платят в разных банках высокие проценты, сталкиваются с неудобствами при погашении, банки станут предлагать услугу «суммирования» всех кредитов в один заем с понижением ставки. «Pos-кредиты мы и раньше не выдавали, а кредиты наличными, кредитные карты, программы рефинансирования, ипотека - это нам интересно, и здесь мы собираемся расти и конкурировать. Но нарастить кредитный портфель любой ценой - не наша задача, нам нужен качественный портфель», - пояснил господин Верхошинский.

На вопрос, нет ли перетока клиентов из числа тех, кто оформляет кредиты наличными, в число карточных клиентов, спикер ответил, что такой тенденции нет. Так как потребительские кредиты на большие суммы и на больший срок берутся клиентами на определенные цели, а кредитная карта рассматривается, скорее, как «запаска». «Нередко клиенты имеют на руках оба вида кредита», - отметил Владимир Верхошинский. При этом он считает, что сегмент карточного бизнеса в России - одно из наиболее перспективных направлений в рознице.

Вообще, по мнению представителей банка, в 2014 году актуальной для всех игроков станет борьба за качество портфеля, снижение затрат с помощью закрытия нерентабельных офисов, оптимизации основных издержек, фокусировка на увеличении комиссионных доходов.

Автор:
Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 3045
Читайте нас в