Оцените, насколько реализуемы подобные инициативы в Свердловском регионе и помогут ли они сдержать рост цен на топливо в рознице?
Григорий Вахитов Директор филиала банка «БКС Премьер» в г. Екатеринбурге:
- Ожидания по поводу увеличения цен на топливо выглядит вполне логично на фоне столь заметного и обсуждаемого ослабления курса национальной валюты. Однако еще в конце прошлого года многие эксперты прогнозировали повышение цен на бензин на 10-15 %. Основные факторы: так называемый, «налоговый маневр», т.е. снижение экспортной пошлины на нефть с последующей компенсацией ростом НДПИ. Помимо этого - повышение акциза на топливо с 1 января, рост цен на нефть на мировом рынке, а также инфляция и курс рубля к доллару США.
Что касается регулирования ситуации, введение талонов на бензин и организация социальных АЗС представляется мало возможной, поскольку государству придется каким-то образом компенсировать недополученную прибыль нефтеперерабатывающим компаниям. А это огромные суммы.
Ситуация сейчас контролируется иначе, правда, в ручном режиме по мере появления необходимости. Как правило, в роли регулятора выступает ФАС, который штрафами наказывает крупных производителей бензина при завышении цен на бензин или создании искусственного дефицита топлива.
В частности, в начале этого года были выявлены факты, когда крупные нефтяные компании в первой половине января увеличили экспорт топлива, ограничив предложение на внутреннем рынке. Для того чтобы не допустить дефицита бензина в стране, Минэнерго планирует начать публиковать в открытом доступе данные по объемам товарных запасов бензина и объемам производства топлива крупными нефтяными компаниями.
Позитивно на ценах на топливо сказалась также «вернувшаяся» на российский рынок белорусская нефть. Благодаря соглашению Россия при необходимости сможет получать из соседней республики 100-110 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц.