Минэкономразвития скорректировало прогноз развития экономики до 2030 года. Спустя полгода худший сценарий стал базовым и еще больше ухудшился
Минэкономразвития скорректировало прогноз социально-экономического развития до 2030 г. Оценка внешних условий практически не изменилась, пересмотр связан с внутренними условиями, говорится в документе. В их числе - резкое торможение экономики, замораживание тарифов, пересмотр ожиданий по инвестициям.
В апреле, утверждая долгосрочный прогноз, правительство выбрало в качестве базового сценария развития страны инновационный - средний между худшим (консервативным) и лучшим (форсированным). К сентябрю правительство передумало и остановилось на консервативном варианте. Но и он в сравнении с апрелем ухудшился (см. таблицу на стр. 04).
Темпы роста экономики в 2013-2030 гг. будут в 1,5 раза ниже, чем предполагалось весной, - в среднем 2,8% против 4,3% - и будут отставать от роста мировой экономики. К 2030 г. доля России в мировом ВВП уменьшится до 3,4% с 4% в 2012 г.
Форсированный и инновационный сценарии предполагали экономический прорыв по модели догоняющего развития. В форсированном варианте за счет роста инвестиций государства и частного сектора в повышение производительности труда и конкурентоспособности несырьевой промышленности, в науку и технологии, человеческий капитал и транспортную инфраструктуру Россия к 2030 г. по уровню и качеству жизни становилась в один ряд с развитыми странами.
В консервативном сценарии модернизация происходит в основном в нефтегазовом комплексе. Но мировые сырьевые рынки не возвратят себе роли основной движущей силы экономического роста, а внутренние российские барьеры развития - неразвитость инфраструктуры, устаревающее оборудование, неблагоприятный бизнес-климат, недостаток квалифицированных кадров - в консервативном варианте преодолеть не получится.
К 2030 г. Россия останется страной с доминирующим нефтегазовым сектором, плохими дорогами, низким уровнем медицины, высокими региональными различиями в уровне жизни, оттоком капитала и профицитом бюджета. И по-прежнему будет отставать по качеству жизни и от развитых стран, и от средних для ОЭСР значений.
Прогноз предполагает, что Россия нарастит добычу нефти за счет месторождений в Восточной Сибири и реализует два проекта по сжижению природного газа, если не упадут цены на нефть (предполагается их рост со $107 за баррель в 2013 г. до $164 в 2030 г., или на 9% в реальном выражении). Будут преодолены некоторые транспортные узкие места, в том числе построена высокоскоростная магистраль Москва - Казань, однако продлить ее до Екатеринбурга, Петербурга (инновационный вариант) и Адлера (форсированный) не удастся. В консервативном сценарии сохраняется риск отставания материально-технического оснащения медицинских организаций, роста региональных дисбалансов в оплате и качестве медицинских услуг, недостаточного уровня высокотехнологичной медицинской помощи. Из-за недостаточности расходов на образование в полной мере осуществить модернизацию систем дошкольного и профессионального образования также не удастся.
Социальная дифференциация по доходам усилится, а не уменьшится; доля среднего класса к 2030 г. составит треть, а не половину. Указ президента о повышении зарплат бюджетникам выполнить удастся, но темпы будут медленнее. С другими указами возникнут проблемы: норма накопления основного капитала более чем до 25% ВВП не вырастет, производительность труда к 2018 г. возрастет только на треть, а не на половину.
Медленнее будут расти и пенсии; средний темп роста доходов в целом снижен почти в 1,5 раза - с 4,4 до 3%. В структуре доходов населения доля социальных трансфертов останется высокой - 18,7% к 2030 г. против 19,5% в 2012 г.; доля доходов от занятости сократится до 45,5% с 46,1%. Из-за низких темпов роста доходов население будет меньше брать в долг и меньше тратить - и тратить в основном на импортные товары. Сдерживать рост импорта будет ослабление курса рубля - в реальном выражении он к 2030 г. будет на 7% ниже, чем в 2012 г.
Наибольшая коррекция показателей прогноза связана с динамикой инвестиционного спроса, говорится в документе: и у государства, и в частном секторе будет меньше ресурсов. Государственные капвложения снизятся с 3,5 до 2,2% ВВП; приток капитала в частный сектор в 1,5% ВВП ежегодно в среднем за 2013-2030 гг. сменился на чистый отток в среднем в 0,2% ВВП в год. Прогноз среднегодового темпа роста инвестиций снизился в 1,4 раза - с 5,9 до 4,3%.
Бюджетная политика останется консервативной из-за сохранения жесткого варианта бюджетного правила, бюджет после 2018 г. становится профицитным. Сценарии экономического прорыва предполагали допущение более высокого - 1,5-2% ВВП - дефицита бюджета и пополнение резервного фонда до 5%, а не до 7% ВВП, чтобы затем направлять половину нефтедоходов на инвестиции в экономику и инфраструктуру. Величины в 7% ВВП резервный фонд достигает к 2025 г., 5% - к 2018 г.
Эксперты в оценке перспектив экономики еще более консервативны: согласно консенсус-прогнозу (21 эксперт) Центра развития Высшей школы экономики в ближайшие 10 лет темпы роста России не поднимутся даже до 3% - а еще недавно это казалось опасно низким ростом. Этой отметки экономика достигнет лишь через 10 тощих лет, говорится в обзоре Центра развития.
Как и прежде, большинство экспертов негативно оценивают избыточное вмешательство государства в экономику, качество госрегулирования и прочих институтов, недостаток конкуренции и чрезмерные оборонные расходы, отмечает директор Центра развития Наталья Акиндинова: «В этом нет ничего нового, однако радикально изменилась оценка экспертами вероятности экономического кризиса, связанного не с динамикой цен на нефть, а исключительно с внутренними факторами». Если в 2011-2012 гг. такую возможность допускали 28-32% экспертов, то по итогам опроса, проведенного в конце октября, - 68%.