Кредитная история - основной пропуск к банковским займам

04.04.2013 14:53

Из 86 миллионов экономически активных россиян у 75 миллионов кредитная история уже сформирована. Именно она сегодня стала основным аргументом при принятии решения о выдаче займов

Из 86 миллионов экономически активных россиян у 75 миллионов кредитная история уже сформирована. По мнению большинства участников конференции, именно она сегодня стала основным аргументом при принятии решения о выдаче займов.

Информация о заемщиках становится более полной, данные в бюро кредитных историй в последние годы вносят не только банки, но и микрофинансовые организации. Это позволяет банкам и МФО быстрее принимать решения о выдаче кредитов, опираясь на сведения о финансовой дисциплине заемщиков. Правда, граждане при этом до сих пор не осознали важность финансовой репутации.

Запросы на предоставление кредитной истории делают в основном банки. Сами заемщики мало интересуются этой информацией. По сведениям того же ЦККИ, лишь 0,5% из числа тех, кто имеет кредитную историю реально держали ее в руках. По мнению участников конференции «Региональный заемщик: особенности национального риск-менеджмента», состоявшейся в Екатеринбурге 3апреля, это свидетельствует о низкой осведомленности заемщиков о значимости кредитной истории при выдаче займов, а также о невысокой финансовой грамотности населения в целом. «На Западе и в Европе люди сначала получают кредитную историю и оценивают свой рейтинговый балл, а только после этого обращаются в банк за оформлением займа. У нас запрос о предоставлении кредитной истории граждане делают после того, как им отказали в нескольких банках» , – отметил Олег Попов, генеральный директор компании «ЭкспертБизнесКонсалтинг» (представитель кредитных бюро НБКИ и «Эквифакс Кредит Сервисиз» в уральском регионе).

По словам Николая Бочарова, заместителя директора одного из крупнейших БКИ «Эквифакс Кредит Сервисиз», 20% заемщиков не имеют доступа к банковским кредитам. «Каждый второй заемщик хоть раз совершил просрочку. Из 7 миллионов подаваемых клиентских заявок 4 миллиона приходится на отказы, при этом 2,8 миллионов отказов происходит из-за негативной кредитной истории», – привел статистику эксперт.

Не всегда плохая кредитная история – вина самого заемщика. И банкиры, и специалисты БКИ не скрывают, что 5% кредитных историй содержат ошибки, возникшие из-за неверно поданной информации со стороны банка или в результате технических сбоев. Иногда происходят курьезы, связанные с однофамильцами. Наталья Шитова, заместитель начальника управления безопасности ВУЗ-банка, пошутила: «Впору людям, имеющим такую фамилию, как Иванов, посоветовать ее поменять. Наш банк первым в России ввел такую услугу, как предоставление клиентам их кредитной истории. По опыту, периодически выявляются такие случаи, когда клиенту не выдают кредит из-за якобы плохой кредитной истории, а оказывается, что заемщику „приписали” просрочки однофамильца. Подгрузили не те данные. Мы помогаем клиентам исправить ошибку, как правило, это происходит быстро и результативно. Корректировки вносятся буквально за одни сутки».

Наталья Шитова также отметила, что многие люди до сих пор не понимают, что такое кредитная история, как она формируется, зачем она нужна и, соответственно, что ее нужно беречь. По ее словам, банкиры при выдаче кредита и предоставлении кредитной истории разъясняют все эти вопросы, что своего рода тоже является элементом воспитания заемщиков, повышения их финансовой грамотности.

Еще один вопрос, который обсуждался на конференции, – возможность восстановления испорченной финансовой репутации с помощью микрофинансовых организаций. За прошедший год количество запросов в БКИ со стороны МФО увеличилось в четыре раза. Крупнейшие МФО подают сведения о своих заемщиках в бюро кредитных историй наряду с банками, то есть помогают сформировать более актуальную и полную информацию о сегменте клиентов, которые по разным причинам не могут получить кредит в банке. «Мы не просто продаем нашим клиентам продукт, мы, по сути, даем им второй шанс. Если человек, в прошлом допустил просрочки и попал в число нежелательных банковских заемщиков, он может исправить ситуацию, взяв кредит в МФО и выплатив его без просрочек. Как правило, банки смотрят на свежую информацию о заемщике. Если последние записи в кредитной истории будут положительными, то для банков это будет означать, что человек восстановил свою финансовую дисциплину» , – сказал по этому поводу Дмитрий Попов, директор микрофинансовой организации «Просто Деньги». При этом он подчеркнул, что банки и МФО не являются конкурентами. У них все же разные клиенты. МФО специализируются на мелких займах, в среднем под 2% в день, которые выдаются пенсионерам, студентам, жителям небольших городов, где нет отделений банков, и доступ к финансовым ресурсам ограничен. Плюс – это люди, как уже было отмечено, с испорченной кредитной историей. Но при этом откровенным мошенникам, которые берут кредит с единственной целью его не вернуть, не выдадут заем и в МФО. У любого заемщика, даже имеющего просрочки, должны быть погашены ранее взятые кредиты.

По мнению большинства участников конференции, кредитная история уже сегодня стала основным аргументом при принятии решения о выдаче любого займа в любой кредитной организации. И задача профессионалов донести эту мысль до заемщиков, чтобы они стремились беречь свою кредитную историю.

Автор:
Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 2376
Читайте нас в