Согласно новой пенсионной формуле, размер накоплений, определяющий величину будущей пенсии, предлагается исчислять не в рублях, а в условных единицах
Главной новостью стало изобретение рецепта от дефицита ПФР. Средство оказалось простым как все гениальное: если невозможно решить проблему, исчисляемую в каких-то конкретных единицах (в данном случае - рублях, реальный курс которых ПФР, увы, не подвластен), то нужно просто поменять их на другие единицы! Желательно управляемые.Проект, составленный Министерством труда, предлагает отныне рассчитывать баланс пенсионных накоплений не в деньгах, а в условных единицах. На гражданах и их будущих пенсиях это особо не скажется, принцип остается прежним: чем дольше работаешь и больше зарабатываешь, тем весомее будут госвыплаты в старости. А вот Пенсионный фонд сможет ежегодно корректировать условия конвертации средств из рублей в условные пенсионные единицы так, чтобы его дефицит, исчисляемый в этих единицах, не был очевидным.
Сути проблемы, это конечно, не решает, и не вполне понятно, зачем вообще ради иллюзии безубыточности создавать путаницу с двойной конвертацией пенсионных средств. Так что, идея условных пенсионных единиц, вполне вероятно, будет отринута в ходе дальнейшего обсуждения реформы.
Впрочем, пути к реальному, «рублевому» сокращению дефицита ПФР Минтруд также придумал. Он предлагает законодательно закрепить прямое финансирование базовой части пенсии (3,6 тыс руб на каждого пенсионера) из федерального бюджета при том, что доходы от пенсионных взносов продолжат идти мимо этого бюджета в ПФР. Другой способ - увеличение пенсионных взносов. Разработанная формула предусматривает удвоение их минимального размера - до 22% от 2 МРОТ и существенное повышение порога, отделяющего 22-процентные взносы от 10-процентных. Напомним, сегодня сниженные пенсионные взносы (10%) уплачиваются с зарплат, превышающих среднестатистическую в 1,6 и более раз. Минтруд хочет поднять этот порог до 2,3 средних зарплат. На практике такая мера обернется увеличением будущей пенсии для трудящихся с окладами от 1 до 2 МРОТ (в сегодняшних расценках - от 5205 до 10410 руб ) и от 1,6 до 2,3 средних зарплат (42700 - 61410 руб), а соответственно - увеличением расходов для их работодателей. Таким образом, первый из предложенных Минтруда способов «обирает» государственную казну, а второй - широкий (и имеющий своих лоббистов, что немаловажно) слой «капиталистов». Учитывая эти аспекты, перспективы утверждения формулы остаются сомнительными.
Другой законопроект на тему пенсионной реформы опубликовал на своем сайте Минфин. Здесь все гораздо проще: гражданам, переведшим свои пенсионные накопления в тот или иной НПФ, разрешается менять этот фонд (или управляющую компанию) лишь раз в пять лет (сейчас такое можно делать ежегодно). На первый взгляд жестко-ограничительный проект, по сути, направлен в защиту интересов граждан. Во-первых, такая мера побудит россиян ответственнее подходить к выбору НПФ, не «прыгая» из одного фонда в другой (за 2012 г. такой переход совершили 1,3 млн человек). Во-вторых, «прикрепление» людей к НПФ позволит последним вкладывать пенсионные накопления в «длинные» инвестиции, что в перспективе обеспечит более высокий доход.