МБА-МОСКВА является единственным банком с азербайджанским капиталом, осуществляющим свою деятельность на территории РФ и достигшим в настоящее время серьезных позиций на российском рынке. Вместе с тем на дворе мировой финансовый кризис
- В настоящее время практически все беседы в деловой среде начинаются с темы кризиса. Так что проблема, безусловно, существует. Не буду затрагивать глобальные причины кризиса, скажу только, что Россия, где наш банк осуществляет свою деятельность, является частью мировой экономической системы и, по определению, не могла остаться в стороне. Различные сегменты экономики уже почувствовали негативное влияние кризиса и, возможно, ситуация будет усугубляться и в 2009 году.
Вместе с тем хотел бы обратить внимание на следующий момент. Да, любой кризис влечет за собой многочисленные проблемы. Но вместе с тем он является в определенной степени и «благом». Постараюсь объяснить. Несмотря на реальные проблемы, кризис может дать некий новый импульс для развития. Давайте рассмотрим, что происходило на российском банковском рынке.
Привлекались дешевые ресурсы на Западе, которые выдавались в виде различных видов розничных кредитов населению. Банки на этом неплохо зарабатывали, но закрывали глаза на риски. Население тоже привыкло жить в кредит, не думая о завтрашнем дне и не соизмеряя свои возможности с желаниями. Сейчас многие источники финансирования стали недоступными и мгновенно закрылись и кредитные программы. Более того, не за горами кризис невозврата кредитов, которые часто выдавались практически под «честное слово». Многие банки в условиях благоприятствования не обращали должного внимание на сервис, на отношения с клиентами. Сейчас это все возвращается серьезными проблемами.
Наш банк всегда придерживался позиции, что главное в любом бизнесе - преданные клиенты, которые помогут пережить любые сложные времена. МБА-МОСКВА никогда не гнался за быстрой выгодой в ущерб финансовой устойчивости. Поэтому, несмотря на имеющиеся в достатке ресурсы, мы не стремились выходить на рынок потребительского кредитования, понимая, что не можем, да и не хотим участвовать в процессе, кто быстрее и больше из банков раздаст денег населению. У нас действует розничная программа, ориентированная на технологичные услуги, приносящие комиссионные доходы, что всегда является более стабильным, особенно в условиях кризиса. МБА-МОСКВА расширяет линейку вкладов для физических лиц. Мы не участвуем в гонке процентных ставок, но постоянно улучшаем условия привлечения ресурсов в соответствии с рыночной ситуацией. Даже в сложные последние 2 месяца у нас не только не наблюдалось оттока вкладчиков, но, наоборот, происходит стабильный количественный рост.
Такая же ситуация наблюдается и в Международном Банке Азербайджана, что свидетельствует о доверии наших клиентов. Банк обслуживает значительную часть денежных переводов физических лиц между Россией и Азербайджаном, предлагает самые привлекательные тарифы и отличный сервис. По итогам 2007 года объем денежных переводов по этому направлению составил порядка 100 млн. долларов США, а в этом году объем еще значительно вырастет. В интересах клиентов МБА-МОСКВА заключил соглашения с системами денежных переводов Contact и Migom, при помощи которых можно осуществлять переводы по всему миру.
Не секрет, что денежные переводы в настоящее время являются одной из самых перспективных и динамично развивающихся банковских услуг.
МБА-МОСКВА всегда в значительной степени ориентировался на корпоративный сектор. Нашими клиентами являются многие известные российские компании, а также участники торгово-экономических отношений между Азербайджаном и Россией. Банк является активным кредитором ряда проектов в различных сферах экономики. Наш принцип ведения бизнеса - установление и поддержание индивидуальных, максимально комфортных и взаимовыгодных отношений с каждым клиентом, многие из которых сотрудничают с банком на протяжении ряда лет. Так что для нас в условиях кризиса главное - сохранять наш стиль бизнеса, развиваться намеченными темпами. Более того, мы считаем, что нам кризис позволит получить и дополнительные конкурентные преимущества. В середине 2008 года банк привлек синдицированный кредит в размере 55 млн. долларов США от западных банков. Прошу заметить - это было сделано в то время, когда подобное финансирование для большинства российских банков стало недоступным. Традиционно для нас важна финансовая помощь нашего материнского банка, чьи активы превысили в настоящее время 3,6 млрд. манатов.
- С кризисом и отношением к нему банка вроде бы все понятно. Расскажите, какие в целом успехи банка в 2008 году?
- Ежегодно, и 2008 год не является исключением, МБА-МОСКВА значительно улучшает свои финансовые показатели. МБА-МОСКВА входит в список 200 крупнейших российских банков по показателям «активы», «кредитный портфель» и планирует в течение нескольких ближайших лет достичь уровня TOP-100. По итогам деятельности за 10 месяцев 2008 года капитал банка составил 990 млн. руб., активы достигли 8 617 млн. руб. МБА-МОСКВА кредитует корпоративные проекты, осуществляет финансирование российского реального сектора экономики, а также экспортно-импортных операций между РФ и Азербайджаном. Кредитный портфель банка достиг на 01.11.2008 года 6 032 млн. руб. В настоящее время МБА-МОСКВА - универсальный финансовый институт с региональной сетью и широким спектром продуктов и услуг. Банк играет заметную роль в создании условий для укрепления традиционных экономических отношений между бизнес-структурами Азербайджана и России, кредитовании перспективных проектов, что в конечном итоге способствует увеличению товарооборота между странами, объем которого достиг в настоящее время порядка 2 млрд. долларов США.
Одним из главных наших приоритетов является развитие инфраструктуры. Наша сеть насчитывает на сегодняшний день 12 офисов продаж в Москве и регионах. Увеличивается количество банкоматов и POS-терминалов. Мы стараемся максимально приблизить наши услуги к конечным потребителям. Тем более, у нас перед глазами пример и ориентир - наш материнский банк МБА, у которого инфраструктура значительно развита и насчитывает более 100 офисов продаж по всей территории республики, 500 банкоматов и порядка 2600 POS-терминалов.
- Банк создают его сотрудники. От сплоченной команды и эффективности действий каждого работника зависит и конечный успех любой структуры. Можете прокомментировать, как ваши коллеги работают в условиях кризиса?
- Да, когда вокруг пожар, важно сохранять спокойствие и принимать меры, чтобы твой дом тоже не загорелся. У нас хороший коллектив. Многие сотрудники работают с начала основания банка. Еще до начала кризиса у нас в банке была специфическая ситуация. В условиях, когда ряд банков необоснованно увеличивал свои штаты, что приводило к неизбежному дублированию функций и недозагрузке персонала, мы эффективно работали, используя, наверное, минимально возможную численность сотрудников. Зато теперь, в условиях повального сокращения численности персонала, мы скорее склонны расширяться. И уже можем делать это за счет квалифицированных кадров, которые по разным причинам вынуждены были покинуть кризисные банки. Меня как руководителя радует, что рынок постепенно приходит в норму после длительного периода.
Вместе с тем хотел бы подчеркнуть, что все нынешние сотрудники МБА-МОСКВА осознают сложность текущего периода. Малейшая расслабленность недопустима. Каждый должен сделать для банка максимум, защищая и сохраняя, в том числе свое рабочее место.
- Известно, что ваш банк получил в этом году почетную награду...
- На днях в Москве, в бизнес-центре Amber Plaza состоялась церемония вручения ежегодной Национальной банковской премии в различных номинациях. Организаторами премии являются Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков России при поддержке Центрального банка Российской Федерации. Учредителем премии выступает Национальный банковский журнал. По итогам 2008 года МБА-МОСКВА был удостоен награды в номинации «Банк с участием иностранного капитала, внесший заметный вклад в развитие экономики России». Эта награда является для МБА-МOСКВА не только высокой оценкой, которая выражает мнение членов Экспертного совета, отбиравших лучших из числа очень достойных претендентов, но и очередным подтверждением правильности выбранной банком стратегии развития, выраженной в последовательном движении вперед.
Хотел бы особо подчеркнуть, что деятельность банка оценивалась комплексно - учитывались вклад в финансирование различных проектов, темпы роста активов и капитала, рост депозитной базы, наличие развитой сети продаж в нескольких регионах, социальная ориентированность, создание рабочих мест, участие в развитии торгово-экономических отношений между Азербайджаном и Россией, общественно-благотворительная деятельность и т.д..
- В заключение беседы хотелось бы узнать о ближайших планах банка...
- В конце 2007 года мы приняли новый стратегический план развития на 2008-2010 гг. Составляя план, мы все тщательно взвесили и рассчитали. Может быть, в конце 2008 года мы проанализируем внешнюю обстановку и внесем некоторые коррективы. Но принципиально ничего меняться не будет. А так, если говорить более конкретно, то одной из основных наших задач является увеличение объема комиссионных доходов. Что это значит? В первую очередь - увеличение клиентской базы банка. На это мы направим основные усилия. Рассчитываем донести до корпоративного и розничного секторов, что наш банк устойчив в условиях кризиса, продолжает оказывать услуги в обычном режиме, обладает ресурсами для кредитования. Мы планируем активизировать усилия по активному привлечению клиентов в корпоративном сегменте, внедряем систему CRM, призванную систематизировать и улучшить систему банковского обслуживания. Само собой будет и дальнейшее увеличение кредитного портфеля. Основной упор в этом вопросе будет сделан на диверсификацию рисков. Постараемся кредитовать компании из разных секторов экономики. Привлекая на обслуживание надежных заемщиков, мы взамен получаем денежные потоки, что положительно сказывается на ликвидности банка.
Следующим шагом, как я уже говорил выше, будет дальнейшее развитие инфраструктуры. У нас в планах - довести число подразделений сети до 25 в ближайшие 2 года. Открытие новых подразделений мы планируем в Московском регионе и Санкт-Петербурге на базе имеющегося филиала. Планируем мы также открыть новый филиал в Нижнем Новгороде в 2009 году, что представляется выгодным с точки зрения концентрации в этом регионе наших потенциальных клиентов. МБА-МОСКВА принято решение об открытии первого зарубежного представительства во Франкфурте (Германия). В настоящее время проходит этап оформления необходимых документов. Надеемся, что представительство может заработать уже в конце следующего года.
В 2008 году мы приступили к эмиссии карт международной платежной системы MasterCard Worldwide. Теперь наши клиенты могут получать карты 2-х основных мировых карточных систем (карты Visa выпускаются с конца 2005 г.). Для поддержки карточного проекта и для удобства клиентов мы активно развиваем сеть банкоматов и POS-терминалов. При установке банкоматов банк планирует отдавать предпочтение современным моделям с расширенными функциями, например, с возможностью пополнения карточного счета и осуществления различных платежей.
В 2007 году банк получил генеральную лицензию, которая сняла последние ограничения по видам деятельности. В ближайшее время будет увеличен капитал банка, что даст дополнительные возможности для увеличения бизнеса.
МБА-МОСКВА уделяет самое пристальное внимание созданию положительного имиджа, проводит открытую информационную политику. Банк является участником ряда профессиональных и общественных организаций, таких, как Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, членом-учредителем общественной организации «Центр делового сотрудничества стран СНГ» и т.д. В прошлом году МБА-МОСКВА был также подтвержден и продлен статус Уполномоченного банка правительства города Москвы, и была утверждена программа на последующий 2-летний период. Поставленные перед банком стратегические и тактические задачи дают основания полагать, что МБА-МОСКВА будет и дальше идти по пути успешного развития.