Замглавы Уральского ГУ Центробанка Сергей Коровин поделился итогами 2024 года по кредитованию в Свердловской области: совокупная задолженность крупного бизнеса выросла на 17%, малого и среднего – на 22%, физлиц – на 8%. При этом по итогам первого полугодия портфель физлиц показывал прирост 25% в годовом выражении, что ярко иллюстрирует замедление кредитования именно в конце года. По словам Сергея Коровина, в 2025 году ЦБ также ожидает более сдержанных темпов кредитования, хотя отрицательными они и не станут, портфель продолжит расти.
Среди основных причин замедления кредитования он назвал не только рост ставок, но и завершение массовой льготной ипотеки, и ужесточение регуляторных требований ЦБ. В последнем случае речь идёт о макропруденциальных лимитах и надбавках в рисковых сегментах (например, когда кредитный платёж отнимает слишком большую часть дохода заёмщика) – такие кредиты ограничены долей от общих кредитных выдач банка, и по ним банк обязан формировать крупные резервы.
Директор по развитию розничного бизнеса Банка Синара Алексей Луценко вообще назвал этот фактор решающим: «Многие считают, что кредитование напрямую зависит от ключевой ставки. На самом деле инструментов у Банка России много. Внедрение макропруденциальных лимитов и надбавок, на мой взгляд, сильнее оказало влияние, чем пресловутая ключевая ставка. Потому что банкам стало не так выгодно и в некоторых случаях невозможно кредитовать клиентов с высоким уровнем закредитованности».
Замглавы Уральского банковского союза Евгений Болотин заметил, что на фоне падающего кредитного спроса банки будут снижать ставки по вкладам: «Потому что банки не будут нуждаться в ресурсах и держать высокие ставки по вкладам им просто не надо. Многие люди привязывают ставки по вкладам и кредитам к ключевой ставке, это не самая правильная привязка. Она безусловно действует, когда ключевая ставка растёт, но когда она замирает на месте, ставки в банках могут отличаться от динамики ключевой. Но это зависит от политики конкретного банка».