Решение Центробанка по ключевой ставке 20 декабря для многих стало сюрпризом, хотя, если подумать, оно вполне логично. Надо лишь понимать, что при решении по ключевой ставке регулятор ориентируется на разные факторы, а также взвешивает последствия своих решений.
Люди, прогнозировавшие резкое повышение ставки, акцентировали внимание на всплеске инфляции в ноябре-декабре и на растущих инфляционных ожиданиях. И упустили из виду другой фактор - значительное замедление кредитования, о котором ЦБ уже сообщал раньше.
Повторим механизм действия ключевой ставки: её повышают, кредиты становятся недоступными, а вклады привлекательными, у людей остаётся меньше свободных денег,они начинают экономить, потребительский спрос снижается, продавцам приходится поумерить рост цен. То есть, всё начинается с кредитов и вкладов. Если кредитование уже замедлилось, а вклады и так привлекательны, резона повышать ставку нет.
Другой важный момент, о котором не стоит забывать - повышение ключевой ставки создаёт отложенные риски для экономики. И это не только замедление экономического роста из-за проблем с кредитованием, но и повышенный спрос на ликвидность, возникающий, когда банкам приходится платить высокие проценты по вкладам. Поэтому злоупотреблять повышением ключевой ставки ЦБ не стремится.
Другое дело, что наблюдаемую сейчас инфляцию в принципе трудно затормозить теми мерами, которые имеет в арсенале ЦБ. У потребителей хватает денег и без заёмных средств - из-за роста зарплат и прочих доходов (в частности, тех же процентов по вкладам). И что будет делать регулятор, если инфляция не замедлится, сложный вопрос.