Центр медиапрактик НИУ «Высшая школа экономики» и Банковский институт НИУ ВШЭ провели круглый стол «Банковские мошенничества в восприятии российских журналистов». На нем был представлен одноименный доклад - первый из серии исследований в рамках совместного проекта ЦМП и Банка Уралсиб. Главная цель этих исследований - рассказать широкой аудитории о мошеннических схемах и возможностях противодействия аферистам.
В рамках проекта ЦМП и «Уралсиба» исследователи провели опрос журналистов ведущих российских изданий (газет, новостных агентств и ТВ-каналов). На основе их ответов был выстроен рейтинг самых популярных способов мошенничества в 2023 году и консенсус-прогноз относительно 2024 года.
В работе круглого стола приняли участие авторитетные эксперты банковского рынка - советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Александр Коланьков, председатель Комитета АРБ по повышению уровня финансовой грамотности Максим Семов, руководитель Центра медиапрактик НИУ ВШЭ Глеб Черкасов, директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков, финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев, вице-президент Банка Уралсиб, руководитель Службы внешних коммуникаций Ирина Волина и ряд других экспертов.
Последние годы отмечены серьезным ростом банковских мошенничеств. На удочку аферистов попадался каждый десятый россиянин, и даже самые продвинутые не всегда могут противостоять натиску мошенников и заметить подлог. Открывая мероприятие, заместитель заведующего ЦМП Андрей Жуков признался, что сам чуть не попался на уловки телефонных мошенников: «Я считал, что со мной такого не произойдет никогда, но опомнился, когда уже почти начал называть цифры. Так что история сегодня у нас предельно актуальная», - подчеркнул он. Даже во время подготовки к началу конференции одному из спикеров поступил подобный звонок.
По официальным данным ЦБ, в 2023 году без согласия клиентов было совершено операций на общую сумму 15,8 млрд рублей, рассказал Андрей Жуков. Это на 11,5% больше, чем годом ранее. Количество мошеннических операций выросло на треть с 876,6 тысяч до 1166 тысяч.
Практически все эксперты говорят о том, что количество мошеннических схем, а также их сложность и изощренность постоянно растут. Тем не менее, по оценкам, порядка 85% хищений по-прежнему происходит в результате телефонного мошенничества. Но при этом также растет и число фишинговых ресурсов, стали появляться атаки с использованием элементов искусственного интеллекта.
Исследователи решили опросить журналистов, потому что в силу специфики работы они зачастую первыми улавливают и фиксируют тенденции, которые еще только зарождаются и формируются - в то время как рыночные эксперты делают свои выводы, как правило, на основе уже сложившихся трендов и событий. Представителям СМИ предложили ранжировать пять видов мошенничеств на основе социальной инженерии и пять видов мошенничеств с использованием новых технологий.
По итогам опроса Топ-5 самых популярных схем мошенничеств с использованием методов социальной инженерии выглядит так (начиная с наиболее популярных): обман с помощью якобы случайного перевода, предложение перевести деньги на специальный счет для их безопасности (якобы «спецсчет ЦБ»), предложения заработать в интернете на «инвестициях» (например, в криптовалюту или сомнительные акции), предложения получить «выплату» или «компенсацию» от государства, для оформления которой требуются данные карты или личные данные, а также звонки от представителей «банков» или «правоохранительных органов» с целью выведать данные банковских карт и счетов.
В Топ-5 наиболее популярных схем обмана с использованием технологий, по оценкам журналистов, входят: мошенничество с использованием дип-фейков и искусственного интеллекта, вредоносные программы, взлом почты, мессенджеров и страниц в соцсетях и рассылка сообщений с просьбами помочь родственникам или знакомым, которые якобы попали в трудную жизненную ситуацию, фишинг, использование сайтов-клонов продажи товаров и услуг.
В 2024 году журналисты не ждут уменьшения числа таких преступлений, что же касается используемых схем аферистов, то большинство опрошенных видят перспективы в использовании ИИ и дипфейков, а также в усложнении схем социальной инженерии и применении комбинации различных схем и направлений мошенничества.
У журналистов также спросили, какой способ противодействия мошенникам будет наиболее эффективен. Чаще всего называлось ужесточение ответственности, причем не только для злоумышленников, но и для сотрудников банков за утечку информации, а также для самих банков. Также говорили о повышении финансовой грамотности населения и о создании новых технических барьеров, в том числе - введении дополнительных этапов идентификации личности, института доверенных лиц для подтверждения перевода, «профилактической» заморозки средств на сутки до получения подтверждения от клиента.
Предлагаемые журналистами меры прокомментировал директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. По его словам, у финансовых организаций нет достаточного количества полномочий и необходимых технических средств. Например, раскрывать цепочки преступников можно с помощью записей разговоров, которые обязаны по закону хранить операторы связи. Таким образом можно идентифицировать голоса и устанавливать личности, убежден профессор. Что касается идеи с заморозкой средств и переводов, то, по его мнению, она ничем не поможет, лишь навредит экономике. Как отметил Василий Солодков, одним из действенных средств борьбы с банковскими мошенничествами могло бы стать создание простых и понятных памяток для людей, как не стать жертвой мошенников.
Тему финансовой грамотности и личной бдительности граждан продолжил советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Александр Коланьков. Он напомнил, что с этого учебного года обучение финансовой грамотности введено в качестве обязательного элемента в линейку всех ступеней образования, от дошкольного до высшего. Однако новая задача, по его словам, заключается в переходе от финансовой грамотности к финансовой культуре. Недостаточно просто знать, что и как можно и что нельзя делать, важно еще и сформировать устойчивый навык и привычку именно так и поступать. «Есть три «не» - не доверяй кому попало, не паникуй, не торопись с принятием решений. Соблюдение этих правил защитит человека в подавляющем большинстве непонятных ситуаций», - говорит Коланьков. А также рекомендует, чтобы не стать жертвой мошенников, думать, проверять информацию и советоваться с теми, кому ты доверяешь.
Справка:
Реклама. ПАО «БАНК УРАЛСИБ» (генеральная лицензия Банка России №30 от 10.09.15) входит в число ведущих российских банков, предоставляя розничным и корпоративным клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг. Основные направления деятельности - розничный, корпоративный и инвестиционно-банковский бизнес.
Банку присвоен рейтинг Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) «ВВВ+» (RU), рейтинг Агентства «Национальные кредитные рейтинги» (Агентство «НКР») «А» и рейтинг Агентства «Эксперт РА» «ruА-».
Интегрированная региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг Банка представлена в 7 федеральных округах и 47 регионах и по состоянию на 1 марта 2024 года насчитывает 216 точек продаж, 1329 банкоматов и 277 платежных терминалов.
Кроме собственной сети, Банк поддерживает работу объединенной банкоматной сети «ATLAS» - единое технологическое решение для банков-партнеров.