На этой неделе курсы доллара и евро к рублю достигли уровней, на которых они ровно вдвое дешевле, чем были на мартовских максимумах. Иначе говоря, за два месяца курсы упали в два раза. Даже доллар, уверенно растущий к другим валютам на ожидании новых повышений американской ключевой ставки, ничего не может противопоставить рублю. Где же предел роста российской валюты? Или, что, пожалуй, ещё интереснее, когда же этот предел будет достигнут?
Тут для начала надо сказать. как формируется валютный курс в нормальных условиях - не в смысле факторов влияния, а в смысле каналов, через которые это влияние происходит. Основных канала четыре. Первый - приток-отток капитала: зарубежные инвесторы меняют свою валюту на рубли. чтобы вложиться в бумаги российских эмитентов, или российские инвесторы покупают валюту, чтобы вложиться в западные инструменты. Сейчас этот канал, понятно, почти перекрыт.
Второй - купля-продажи наличной валюты физлицами через банки - тоже из-за ограничений настолько сузился в объёмах, что почти не влияет на курс.
Третий - купля-продажа российскими инвесторами безналичной валюты на бирже - более свободен, ведь комиссия за покупку валюты уже месяц как отменена. Но в условиях, когда купленную валюту нельзя обналичить и на неё нельзя купить иностранные бумаги, инвесторы не торопятся ею обзаводиться даже по низким курсам. То есть, объём и, как следствие, роль этого канала в формировании курса тоже сузились.
В итоге определяет курс сейчас четвёртый канал - экспортно-импортный. Импорт сократился, следовательно упал спрос на валюту. С экспортом дело получше, особенно у экспортёров энергоносителей и зерна, ведь цены на эти товары выросли и пока не снижаются. И российские экспортёры по-прежнему обязаны продавать 80% своей валютной выручки, хотя сроки этой продажи уже не такие жёсткие, как в марте. Низкий спрос импортёров плюс высокое предложение от экспортёров сбивают цену валюты, и мы имеем поразительно низкий курс.
В имеющихся условиях никаких ориентиров и психологических отметок, никакого «здравого смысла» в валютных курсах нет, доллар и евро могут упасть до каких угодно уровней. А развернуться вверх - не в виде короткой коррекции, а полноценно, в виде слома тренда - они могут под действием трёх факторов. Два из них - выросший импорт или отмена (как вариант - значительное сокращение) требования по продаже экспортной выручки. Третий - послабления в валютном режиме (например, снятие запрета на обналичивание «новой» валюты), которые придадут инвесторам уверенности и активизируют их спрос на валюту, тем самым вновь запустив этот (третий из перечисленных выше) канал формирования курса.
Таким образом, два фактора сводятся к отмене действующих ограничений. Разговоры в этом направлении ведутся с апреля, но называть конкретные даты никто не берётся. А третий фактор - рост импорта - в ближайшее время не проявится, ведь для того, чтобы наладить новые каналы поставки, импортёрам потребуется немало времени.
И получается, на вопрос, вынесенный в заголовок, ответить сейчас невозможно. Если валютные ограничения будут отменены, доллар рванет вверх - как только, так сразу. В противном случае ждать придётся несколько месяцев, пока экспортно-импортный баланс не выравняется в благоприятную для валюты сторону.