Регулятор обсуждает с банками схему упрощённого возврата лицам, ставшим жертвами мошенников, как минимум части потерянных средств. Документ с инициативами Центробанка пока не опубликован, но основные детали со ссылкой на несколько собственных источников назвал РБК.
По сути речь идёт о компенсации, которую жертва получит в упрощённом порядке, если сообщит банку о мошенничестве не позже чем на следующий день после уведомления об операции, в ходе которой были потеряны деньги. Размер компенсация не сообщается, хотя известно, что, как минимум в некоторых случаях она будет неполной, то есть, речь не идёт о полном возврате любой потерянной суммы. Центробанк обещает продумать размер компенсации, "исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80-90% всех случаев социальной инженерии" (цитата по РБК).
Банки со слабой системой антифрода (противодействия хищениям) ЦБ планирует наказывать полным возвратом клиенту похищенных денег, даже если их сумма превысит установленную для стандартных случаев компенсацию.
Также регулятор намерен наделить банки правом приостанавливать перевод средств на один-два рабочих дня в случае, если они подозревают мошенничество (даже при прямом согласии клиента на транзакцию), и на пять рабочих дней в случае, если получатель числится в базе "подозрительных" (такую базу ведёт сам ЦБ).
На прошлой неделе Центробанк опубликовал свежую статистику по хищениям средств. За третий квартал 2021 года было зафиксировано 256,2 тысяч мошеннических операций на общую сумму 3,2 млрд рублей. По сравнению с тем же периодом прошлого года количество таких операций выросло на 40%, но в то же время средний размер ущерба снизился с 14,8 до 12,5 тысяч рублей, а доля социальной инженерии (случаев, когда обманутые люди сами перечисляют преступникам деньги или передают свои личные данные) упала в полтора раза - с 63,8% до 41%.