1. Приравнивание МРОТ к прожиточному минимуму
Что изменится? На практике ничего. Данный пункт закрепляет в Конституции действующую норму. В федеральном законе «О минимальном размере оплаты труда» прописано, что МРОТ не может быть ниже общероссийского прожиточного минимума трудоспособного населения, а если прожиточный минимум вдруг снизится, МРОТ должен оставаться неизменным.Статья 75, пункт 5
Российская Федерации уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Поправка предложена, так сказать, на теоретическую перспективу: если когда-нибудь власти захотят сделать МРОТ ниже прожиточного минимума, это будет антиконституционно, а править Конституцию гораздо сложнее, чем отдельный федеральный закон. Впрочем, представить ситуацию, при которой Госдума, Совет Федерации и президент сойдутся в намерении понизить МРОТ (а иначе и федеральный закон не поправить), очень сложно, так что, скорее всего, этот пункт останется номинальным - повторяющим и без того действующую норму.
К слову, в 2020 году МРОТ составляет 12130 рублей.
2. Ежегодная индексация пенсий
Что изменится? Ничего. Как и предыдущая, эта поправка закрепляет в Конституции действующую практику - ежегодную индексацию страховых пенсий: раньше она проводилась на уровень инфляции, а с 2019 года, согласно 10 статье 350-ФЗ, пенсии индексируются на особо оговорённую в законе величину, фактически превышающую инфляцию.Статья 75, пункт 6
В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
Теоретически эта поправка опять же призвана помешать неким будущим властям отказаться от ежегодной индексации пенсий. Однако тут есть очень важный момент: в Конституции планируется оговорить лишь минимальную частоту индексации («не реже одного раза в год»), но не её минимальный размер - он остаётся на усмотрение властей («в порядке, установленном федеральным законом»). Проще говоря, изменив федеральный закон, можно сделать ежегодную индексацию ничтожно малой и не нарушить при этом исправленную Конституцию. Таким образом, распространённый аргумент «Поправка не допустит подмены индексации разовыми выплатами, как это произошло в 2016 году» неверен. В 2016 году пенсии были увеличены, но всего на 4% при инфляции в 12,9%, а сделанные позже выплаты по 5000 рублей заменили изначально планируемую «доиндексацию». Разумеется, для этого пришлось править федеральный закон, предписывавший рост пенсий на уровень инфляции. И такой сценарий образца 2016 года полностью укладывается в предусмотренную поправкой схему, то есть не исключается.
Аналогичным образом поправка ничего не изменит для работающих пенсионеров, у которых с 2016 года пенсии не индексируются (пока они работают), - ведь это порядок, установленный федеральным законом.
3. Индексация социальных пособий и выплат
Что изменится? Ничего. Здесь ситуация аналогична «пенсионной» поправке с той разницей, что в отношении социальных пособий и выплат не оговаривается даже минимальная периодичность индексации.Статья 75, пункт 7
В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
4. Гарантия благосостояния граждан
Что изменится? Ничего. Странно было бы утверждать, что раньше государство не заботилось об экономическом росте и повышении благосостояния граждан и только теперь решило заняться этой проблемой. Данная статья носит декларативный характер.Статья 75.1
В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
5. Отчёт Центробанка перед Госдумой
Что изменится? Ничего. В данном случае в Конституции закрепляется действующая практика, ранее закреплённая в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» (статья 5).Статья 103, пункт 1 (полномочия Государственной Думы), подпункт г.1
Заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации;
Полный текст поправок в Конституцию в удобной форме сравнительной таблицы можно посмотреть на сайте Государственной Думы.