10 банковских трендов 2020 года

10 банковских трендов 2020 года
Фото: pixabay.com

В предыдущем материале мы рассказали, какие тренды определили для банковского рынка (по мнению его представителей) год уходящий. Теперь посмотрим, чего банкиры ждут от года будущего.

1) Ставки продолжат снижаться

2) Новая волна рефинансирования ипотеки

3) Переход от вкладов к инвестиционным продуктам

4) Рост кредитования бизнеса

5) Выход Системы быстрых платежей на новый уровень

6) Развитие биометрии

7) Рост конкуренции в цифровых сервисах

8) Замедление темпов внедрения цифровых сервисов

9) Геймификация программ лояльности

10) Распространение безбумажных технологий

А теперь подробнее.

1) Ставки продолжат снижаться. Эксперты уверенно прогнозируют продолжение этой тенденции. Даже в банке «Открытие», аналитики которого не ожидают снижения ключевой ставки, отмечают, что ставки по вкладам продолжат двигаться вниз. В большинстве сегментов снижение, скорее всего, будет небольшим.

Павел Ефремов, председатель правления банка «Нейва»: В отличие от вкладчиков, заёмщики окажутся в более благоприятной ситуации, поскольку ставки по кредитам могут также несколько снизиться (хотя, с учетом недавнего введения показателя предельной долговой нагрузки, ставки могут и остаться на прежнем уровне). Если снижение и произойдет, то в первую очередь по потребительским кредитам и кредитам для бизнеса. Однако никаких резких понижений ставок ни по вкладам, ни по кредитам в 2020 году ждать не стоит.

Наталья Ващелюк, главный аналитик «Росбанк Дом»: Ставки по ипотечным кредитам, вероятнее всего, продолжат снижаться, но среднему показателю по фактически выданным кредитам будет достаточно сложно преодолеть уровень 8,5% без развития инструментов долгосрочного финансирования или более сильного смягчения монетарной политики ЦБ РФ.

2) На фоне снижения ставок вернётся спрос на рефинансирование ипотеки, настоящий бум которого наблюдался в конце 2017-2018 годах.

Светлана Ковалёва, руководитель Абсолют Банка в Екатеринбурге: Очевидно, что спрос будет, поскольку с середины 2019 года ставка значительно снизилась и все ипотечные банки в начале 2020 года для того, чтобы быть в тренде будут стараться сделать программы рефинансирования более удобными. Интерес к рефинансированию ипотечных кредитов у заёмщиков появляется всегда, когда разница между ставками достигает от 1,5% и выше. Во втором-третьем квартале 2019 года среднерыночная ставка по ипотеке держалась на уровне 10,3% годовых, поэтому рефинансирование будет иметь экономический смысл для заемщиков при снижении среднерыночной ставки до 8,8% годовых.

3) Переход от вкладов к инвестиционным продуктам. Также естественное следствие падения ставок.

«Сами клиенты сейчас всё больше склоняются в сторону инвестиционных продуктов - ИИС, брокерских счетов, покупки ОФЗ, ценных бумаг и т. д. Все эти инструменты, конечно же, предполагают более высокий доход, но при этом - и высокий риск», - говорит директор дивизиона «Екатеринбург» УБРиР Олег Попков.

Ту же тенденцию отмечают и в банке «Открытие».

4) Рост кредитования бизнеса.

2019 год был в этом плане не слишком успешным: по данным ЦБ РФ, портфель кредитов нефинансовым организациям вырос на 4% (1 декабря к 1 декабря 2018 года), а портфель кредитов малому и среднему бизнесу вообще не изменился. В 2020-м ситуация будет иной.

Павел Ефремов, председатель правления банка «Нейва»: Банки со своей стороны будут активнее кредитовать бизнес, поскольку это уже не так рискованно - качество заёмщиков несколько улучшилось. На рынке остались компании в большинстве своем способные существовать и развиваться в основном за счет собственных, а не заёмных ресурсов. Поэтому продолжит расти популярность таких продуктов, как кредитная линия и овердрафт, когда платить нужно только за фактическое использование средств.

Наталья Алемасова, управляющий банком «Открытие» в Свердловской области: «Мы ожидаем оживления в кредитовании крупного бизнеса - рост кредитования увеличится с 4% до 10%. Во-первых, скажется снижение ставок. Во-вторых, этот бизнес пережил спад из-за роста НДС, но теперь к новой ставке немного привыкли, и в 2020 году ситуация нормализуется»

5) Выход Системы быстрых платежей на новый уровень. В 2020 году в системе должна появиться возможность переводов от физлиц юрлицам (с2в), что позволит использовать её для оплаты товаров и услуг. Возможно и дальнейшее расширение функционала.

«Мы ожидаем начала работы с НСПК по реализации сценария B2B во втором квартале 2020 года и при положительном сценарии реализации проекта планируем запустить сервис к концу 2020 года», - рассказывает директор по развитию розничного бизнеса СКБ-банка Алексей Луценко.

«В 2020 году такому виду платежей только предстоит внедрение в более-менее заметных масштабах - мы увидим, в каких отраслях он будет наиболее востребован. На мой взгляд, это будет оплата коммунальных услуг, - рассуждает Павел Ефремов. - В следующем году мы увидим скачкообразный рост платежей в секторе C2B через СБП. Оплата с помощью QR-кода будет только одним из сценариев, другим драйвером развития эквайринга через СБП станет сервис подписки».

Алексей Долгов, управляющий ВТБ в Свердловской области: «Для клиента ценна не сама по себе биометрия, а те сервисы, которые он сможет получить с ее помощью. Поэтому потенциальный рост интереса к биометрии мы связываем с будущим распространением дистанционных услуг, использующих распознавание лица и голоса».

6) Развитие биометрии. К концу 2019 года завершается оснащение банковских офисов техникой по сбору биометрии. Однако продукты посредством биометрической удалённой идентификации сейчас предоставляют только несколько банков. В 2020 году следующий шаг будет сделан - биометрия начнёт не только собираться, но и использоваться.

«В 2019 году они не успели "взлететь", но нам очень интересно, что произойдет в следующем году, потому что эти проекты обещают серьезное снижение монополизации банковского сектора», - говорит Алексей Луценко.

«Проведение в 2019 году первого биометрического платежа даст заметный толчок успешному внедрению в банковскую сферу подобной инновационной технологии и в будущем году. Все банки обязали с 2020 года предоставлять услуги по биометрии. Биоэквайринг успешно дополнит количество сервисов именно такой технологией, которая нужна каждый день - оплата товаров», - прогнозируют в Банке Русский Стандарт.

7) Рост конкуренции в цифровых сервисах.

«Очевидно, что сейчас на рынке сформировалась жесткая конкуренция. В борьбу за клиента вступились не только банки, но и внешние финтех сервисы - каждый хочет получить внимание клиента именно к своему продукту», - отмечает директор дивизиона «Екатеринбург» УБРиР Олег Попков.

Региональный управляющий Альфа-Банка Елена Разумовская также указывает на качественно новый уровень цифровой конкуренции:

«Уже недостаточно просто внедрить новую технологию или предложить цифровой сервис. Преимущества за теми, кто делает это эффективно - с минимальными затратами для банка и максимальной выгодой для клиента».

8) В то же время председатель правления банка «Нейва» Павел Ефремов ожидает замедления темпов внедрения цифровых сервисов:

«В 2020 году мы, скорее всего, увидим постепенный сход на нет модного в последние несколько лет увлечения банковским финтехом. Клиент все-таки предпочитает разумный баланс между удаленным пользованием банковскими услугами и личным общением с банком - эта традиционная часть отношений банк-клиент останется востребованной. При этом, конечно, продолжат развиваться определенные дистанционные банковские сервисы: думаю, развитие получит система СБП, сервис оплаты по QR-коду».

9) Геймификация программ лояльности.

Ещё одна любопытная тенденция, которая может получить развитие в 2020 году - игровая подача финансовых продуктов, в первую очередь программ лояльности.

Пресс-служба Банка Русский Стандарт: «Средний возраст клиентов, которые предпочитают сashback, - до 35 лет. Но молодым людям до 35 лет недостаточно просто получать выгоду от покупок, им важны игровые элементы в механике начисления бонусов. Именно поколения Y и Z, или миллениалы, предпочитающее игровые формы поощрения - целевая аудитория финансового сектора. Привлечь и удержать клиентов будущего - миллениалов - поможет грамотная стратегия бонусов в сочетании с индивидуальными программами лояльности и геймификационной составляющей».
10) Распространение безбумажных технологий. В стратегии развития Альфа-Банка, принятой в 2019 году, одной из целей значится стать к 2021 году первым в России безбумажным универсальным банком. Не отстаёт и Банк ВТБ.

Алексей Долгов, управляющий ВТБ в Свердловской области: «Уже в 2019 году ВТБ одним из первых на рынке запустил подобный проект и планирует развивать его в 2020-м.Кстати, Екатеринбург уже вошел в число городов-лидеров по проведению безбумажных операций в региональной сети ВТБ. При обслуживании клиентов в офисе сотрудник подключает услугу и формирует электронный документ, а пользователь подтверждает операцию и подписывает все документы электронной подписью в мобильном приложении. Все подписанные таким способом договоры хранятся в специальном разделе ВТБ-Онлайн и доступны клиенту в любое время. Безопасность технологии реализуется за счет целого комплекса мер, подтверждающих авторство и неизменность подписанного клиентом документа, а также надежной системой хранения данных и электронных документов. Сегодня сервис доступен на 17 типах операций по кредитам, картам и счетам. В 2020 году планируется расширить их число: появятся депозиты, платежи, переводы, кассовые операции, оформление эскроу- счетов и инвестиционные продукты. Использование безбумажной технологии будет способствовать улучшению экологической ситуации. По нашим подсчетам, к 2022 году данный сервис позволит спасти 13 тысяч деревьев».

Полные итоги и прогнозы банков публикуются на Bankinform.ru в рубрике «Итоги-2019»

Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 17525
Читайте нас в