Константин Левушкин, Банк «НЕЙВА»: «Антиотмывочный закон нужно править»

21.05.19∕11:19

Константин Левушкин, Банк «НЕЙВА»: «Антиотмывочный закон нужно править»
Тема черных списков и банковских блокировок счетов предпринимателей из-за подозрений в сомнительных операциях — самая горячая на финансовом рынке. Число добросовестных бизнесов, попавших под 115-ФЗ, превысило уже все разумные пределы. Заместитель предстедателя правления Банка «Нейва» Константин Левушкин объяснил, зачем нужно править «антиотмывочный закон», и почему эти поправки кардинально не изменят ситуацию с блокировками.

11 апреля прошлого года президент РФ Владимир Путин поручил Минфину разработать поправки в ФЗ №?115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ), во исполнение которого возникли и пресловутые черные списки ЦБ, и практика блокировок клиентских счетов банками. Год спустя Минфин представил проект поправок в п. 11 закона на общественное обсуждение.

Предложения ведомства сводятся к следующему:
  1. Банк не сможет заблокировать счет клиента только на основании простых подозрений в совершении последним сомнительной операции. Блокировка последует, если служба внутреннего контроля банка присвоила клиенту наивысший уровень риска или в течение года банк неоднократно информировал Росфинмониторинг об операциях клиента, носящих признаки сомнительных.
  2. Второе обязательное условие — банк должен иметь на руках некие данные, которые позволяют считать операции незаконными.
  3. Банк не сможет присвоить клиенту наивысший уровень риска только потому, что тот оказался в черном списке ЦБ.
  4. Банк будет обязан в течение пяти рабочих дней ответить на запрос клиента о причинах блокировки его счета или отказа в обслуживании.
Принесут ли эти поправки пользу банкам и их клиентам? Несомненно! Позволят ли кардинально изменить ситуацию с блокировками счетов — не думаю. ФЗ №?115 вступил в силу 18 лет назад — в 2001 году. За этот огромный срок в стране поменялось многое: банковский рынок, бизнес-среда, экономическая ситуация, курсы валют. Но не этот закон. Конечно, он неоднократно правился и дополнялся, все больше напоминая старое лоскутное одеяло. Неизменным осталось главное: крайняя размытость формулировок пунктов и одновременно суровая ответственность для банков за малейшее нарушение любого из них. Нечеткие формулировки породили разность толкования, поэтому банки, чтобы в лучшем случае не попасть на многомиллионные штрафы, а в худшем — не лишиться лицензии, стараются рьяно исполнять закон на свой лад. Что и выливается в нескончаемую череду блокировок счетов клиентов и отказов в обслуживании.

Основные критерии

Вообще все законодательство по противодействию отмыванию доходов состоит из двух блоков. Первый блок содержит более-менее ясные критерии, изложенные в ст. 6 115-ФЗ, следуя которым банк отслеживает «операции обязательного контроля».

Это операции на сумму свыше 600 тыс. рублей и если они связаны со снятием и внесением наличных на расчетный счет юрлица; выдачей/получением беспроцентных займов; покупкой/продажей валюты, драгметаллов;
лизинговыми операциями; операциями по клиенту, с регистрации которого прошло менее трех месяцев.

Второй блок — это так называемые сомнительные операции, по которым у банка нет ничего, кроме подозрений. Вот где полная туманность формулировок и самая большая проблема для банков и клиентов.

Ориентировочные критерии сомнительности банкам выданы в качестве рекомендаций.
  • Например, налоговая нагрузка компании составляет менее 0,9% от оборота по счетам;
  • более 30% оборота по счету выводится в наличные;
  • входящий и исходящий НДС соотносятся более чем 70/30;
  • стандартные хозяйственные платежи (аренда, закупка канцтоваров и пр.), а также выплата заработной платы и НДФЛ не соответствуют масштабу деятельности организации;
  • клиент дробит доходы по суммам и контрагентам, быстро зачисляет и отправляет деньги, не оставляя остатков на счетах;
  • отсутствие исполнительных органов по адресу регистрации;
  • учредитель, директор и главный бухгалтер — одно лицо;
  • минимальный размер уставного капитала или близкий к нему;
  • операции по счету носят нерегулярный характер;
  • с даты регистрации клиента прошло менее шести месяцев;
  • любые другие, которые банк должен самостоятельно себе определить.
Отдельные критерии еще как-то претендуют на логичность, но некоторые, как говорится, ни в какие ворота. Если клиент попадает под данные критерии, банк обязан начать изучать его деятельность и принимать решение по продолжению обслуживания.

Туманность и неконкретность критериев подозрительных операций с одной стороны и многообразие видов хозяйственной деятельности, наличие индивидуальной специфики у каждого клиента — с другой, все это порождает вопросы, непонимание и конфликты. Особенно трудно приходится клиентам крупных банков, которые загоняют все эти «критерии» в свои скоринговые программы для автоматической оценки клиента. Робот способен посчитать подозрительным совершенно благонадежный бизнес из-за ерунды, а предпринимателю потом приходится выпутываться из черного списка и нести убытки.

Чтобы клиент не догадался

В целом с помощью поправок правительство пытается упорядочить правила игры, сделать их понятными и прозрачными, дать банкам четкие ориентиры в хаосе формулировок закона и за счет этого оградить клиентов от произвола.

Что касается желания законодателя обязать банки сообщать клиенту о причинах ограничений в обслуживании, здесь все объясняется просто. До сих пор закон просто запрещал нам отвечать на такие запросы, чтобы клиент не догадался, какие к нему применяются методы мониторинга и контроля (и не смог их обойти).

Но сейчас ЦБ начал рекомендовать все-таки давать информацию по ограничениям, но в сжатом виде — достаточном для того, чтобы клиент не понял, как и что у него проверяют, но имел хоть какие-то основания для обращения с жалобой в межведомственную комиссию ЦБ РФ (действие, кстати, зачастую бесполезное). Таким образом, здесь Минфин просто хочет узаконить уже используемую практику.

Однако все планируемые поправки — это еще один лоскуток для починки одеяла, рассыпающегося от ветхости. ФЗ №115 сильно устарел, в нем есть масса критичных противоречий. Вот основные:

Закон входит в конфликт с положениями Гражданского и Налогового кодексов РФ. Согласно ГК РФ, банки не имеют никакого права препятствовать хозяйственной деятельности своих клиентов. С точки зрения НК РФ, банки не обязаны следить за тем, как и сколько клиент платит налогов. Это функция налоговой инспекции. Тем не менее сегодня банки вынуждены заниматься всем этим, что не лучшим образом сказывается на их отношении с клиентами.

Многие критерии операций обязательного контроля и подозрительных операций устарели и нуждаются в отмене или пересмотре. Например, порог суммы подозрительных операций в 600 тыс. рублей по нынешним меркам просто смехотворен (вспомним, сколько стоил доллар в 2001 году и сколько сегодня). Неадекватна так называемая «презумпция виновности» новых бизнесов — почему банк должен автоматом присваивать компании высокий уровень риска только потому, что она недавно зарегистрирована?

Ответят все

Ответственность банков за нарушение положений закона чрезмерна. Не проинформировали Росфинмониторинг вовремя о подозрительном клиенте — получите штраф или вообще потеряете лицензию. Ошиблись в громоздкой форме заполнения сообщения обязательного контроля (например, в написании клиента или адреса) — все равно что не сообщили, с теми же последствиями.

Закон игнорирует двойные стандарты в отношении регулятора к крупным и средним/малым банкам. Например, несколько лет назад мы вынуждены были заплатить штраф в несколько миллионов рублей за техническую ошибку отправки сообщений в Росфинмониторинг — возникли проблемы с электронной базой. Спустя некоторое время в системе «Консультант Плюс» мы нашли информацию о таком же нарушении крупного госбанка. С него было взыскано в десятки раз меньше — несколько сотен тысяч. К тому же он еще и судился с ЦБ по поводу штрафа, о чем региональный банк не смеет и помыслить.

Кроме того, критерии вовлеченности банков в совершение сомнительных операций (максимальный объем сомнительных операций, процент отношения к обороту) в принципе не распространяются на государственные и крупные банки. Неслучайно именно в таких банках сегодня концентрируется основной объем сомнительных операций.

При этом важно понимать, что одновременно с поправками, либерализующими закон, финансовый контроль за бизнесом в России фактически продолжает ужесточаться. Еще недавно минимально допустимая налоговая нагрузка от оборота составляла 0,5%, сейчас — 0,9%. Введены новые объекты контроля — валютообменные операции, трансграничные переводы. К сомнительным сейчас относят не только клиентов, которые в чистую «транзитят и наличат», но и клиентов, ведущих в целом нормальный бизнес, но в деятельности которых встречаются отдельные сомнительные операции (микс-клиенты) или контрагенты которых совершают сомнительные операции. Поэтому де-факто гайки закручиваются.

Как не попасть в «черный список»?

В заключение могу дать несколько советов предпринимателям о том, как уберечься от возможных проблем с попаданиями в черные списки ЦБ и блокировками счетов. Внимательно изучите законодательство по финансовому мониторингу, особенно критерии подозрительности (18-Мр, 19-Мр, 5-Мр), которые используют банки. Проверяйте свой бизнес на их соответствие требованиям хотя бы раз в квартал или полгода.

Поймите, что 2000-е закончились, и перестаньте заниматься агрессивной оптимизацией бизнеса, злоупотреблять технологией выдачи заработной платы в конвертах и т. п. Выход на «белое» функционирование — путь, по которому рано или поздно вынужден будет пойти любой бизнес, чтобы просто остаться на рынке. Помните — ЦБ РФ и Росфинмониторинг действительно видят все. Будете постоянно нарушать правила и рано или поздно попадете в сферу их внимания, а впоследствии и в разработку. Выйти на вас могут и через контрагентов любого уровня.

Словам никто не верит, поэтому аккуратно документируйте всю деятельность. Это необходимо, чтобы ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть у банка. Главное понять — банк не Цербер, который желает во что бы то ни стало помешать вам работать. Банк живет за счет своих клиентов. Если у него возникли вопросы, значит, методами ведения вашего бизнеса, насколько они законны, заинтересовались и руками банка пытаются получить ответы на свои вопросы. Помогите дать их в полном объеме, предоставив все необходимые документы. Тогда банк в общении с тем же ЦБ будет вашим адвокатом и постарается не допустить включения вас в черный список (нам обычно удается «отбить» порядка 30?40% клиентов, по которым у регулятора возникают подозрения).

Источник: Банк «НЕЙВА»

Просмотров: 343

Подписка на новости
E-Mail: 

Рейтинг банков
"Активность пресс-службы банков"

Банк Рейтинг
1 (+1) Россельхозбанк 1000
2 (-1) Сбербанк (Уральский банк) 982
3 РОСБАНК 729
4 Райффайзенбанк 544
5 ВТБ 482
6 Уральский банк реконструкции и развития 456
7 Промсвязьбанк 410
8 Альфа-Банк 320
9 Банк «Открытие» 267
10 Банк УРАЛСИБ 234
11 Запсибкомбанк 209
12 Абсолют Банк 154
13 Банк Жилищного Финансирования 139
14 (+1) ВУЗ-банк 102
15 (-1) Примсоцбанк 94
16 (+1) Банк СОЮЗ 93
17 (-1) ЧЕЛИНДБАНК 92
18 Азиатско-Тихоокеанский Банк 81
19 Кольцо Урала 70
20 Банк «РОССИЯ» 54
на 25.08.2019
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом ИА "БанкиИформСервис" использует файлы cookies. В cookies содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные использовались, отключите cookies в настройках браузера.

   Подробнее