Новый год отмечали более скромно, а вот в январские каникулы не жалели средств на шоппинг. Изучаем траты клиентов вместе с банками
Декабрь и дни новогодних каникул традиционно характеризуются повышением покупательской активности. В декабре люди готовятся к праздникам и закупают подарки, а в январе - тратят деньги на развлечения и отдых. Новый 2023 год не стал исключением, однако экономическая ситуация внесла свои коррективы в потребительское поведение. Вместе с банками мы проанализировали траты клиентов в канун Нового года и январские каникулы.
До Нового года….
В СберБанке сообщили о том, что покупательская активность жителей региона в декабре 2022 года выросла почти на 9% по сравнению с тем же месяцем 2021 года, а сумма расходов увеличилась на 6% (эта статистика основана на данных по безналичным расчётам через платёжные терминалы банка, установленные на территории УрФО и Башкортостана). Если вспомнить об инфляции, которая в 2022 году составила 12%, получается, что россияне стали тратить чаще, но меньше. По данным Сбера, в предновогоднюю неделю участились траты в супермаркетах (+12% относительно декабря в целом) и ресторанах (+20%), а также заказы авиабилетов (+36%).Примерно о том же говорят и в УБРиР: по статистике банка, средний чек практически не изменился, но с учётом повышения цен можно сделать вывод о некотором снижении новогодних аппетитов. Руководитель центра развития карточного бизнеса УБРиР Алексей Волошин отмечает, что до 2021 года клиенты лучше готовились к новогодним праздникам и покупали более дорогие подарки.
Директор департамента аналитического менеджмента и развития отношений с клиентами Росбанка Екатерина Алиева рассказывает о таких трендах: «В декабре клиенты банка стали тратить больше денежных средств на продукты и сократили другие расходы. Суммарные траты на одежду сократились на 20%, несмотря на то, что средний чек вырос на 12,5%. Количество операций в категории сократилось на 40%». По словам эксперта, перед Новым годом исторически растёт спрос на товары в магазинах электроники, однако в этом году суммарно было совершено примерно на 10% меньше транзакций в этой категории, а средний чек упал на 14%. Люди стали реже покупать ювелирные изделия (-15%), количество трат на спорт и спортивные товары сократилось на 22%. А вот на отдых тратили больше денег (+60%). Азартные игры стали популярнее на 40%, развлечения - на 30%. На образование было совершено на 28% больше транзакций, чем в декабре прошлого года.
...и на каникулах
Количество покупок, совершённых в новогодние каникулы 2023 года, по данным Сбера, оказалось сопоставимо с аналогичным периодом 2022 года. При этом выросло количество заказов на доставку готовой еды из кафе и ресторанов (+11%). Также уральцы больше внимания уделяли своему здоровью (+8%) и чаще пользовались услугами такси (+7%).В УБРиР отмечают рост по количеству операций в диапазоне 20-30% в целом по покупкам клиентов. В ТОП-5 традиционно попали «Супермаркеты» и «Универсамы». Также люди ходили в кафе и рестораны и покупали одежду и обувь.
По данным Росбанка, в январе 2023 года возросли траты в кинотеатрах (хотя в течение года наблюдалось падение). «В два раза чаще клиенты ходили на массаж в праздники 2023 года, чем в начале предыдущего года. Отдых и развлечения, досуг, игры и хобби стали популярнее в среднем на 25%. А вот «с нового года новую жизнь» клиенты не начали: по данным банка, количество транзакций, связанных с расходами на спорт и спорттовары в январе проигрывает аналогичному периоду 2022 года на 30%», - приводит цифры Екатерина Алиева.
Выходит, уральцы предпочли отметить Новый год более скромно, но потратить больше денег на покупки в длинные январские выходные.