Автокредитование: есть ли жизнь без господдержки?

17.05.2018 19:07

Впервые за три года россияне остаются без финансовой помощи государства в автокредитовании. Какой «вес» имели адресные программы, и как рынок обойдется без них?

Автокредитование: есть ли жизнь без господдержки?
Фото: ИА «БанкИнформСервис»
На этой неделе Минпромторг объявил о сворачивании адресных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Причина - перевыполнение плана: при годовом ориентире в 80,6 тысяч проданных в кредит машин всего за четыре месяца было реализовано почти 86 тысяч. Из них 39 тысяч куплены по программе «Первый автомобиль» и 47 тысяч - в качестве семейного автомобиля.

Господдержка стала основным фактором, обеспечившим рост рынка автокредитования. При этом адресные программы сыграли особую роль. По приведенным в таблице цифрам хорошо заметно, как вырос интерес к автоссудам при первом запуске этих программ в июле 2017 года. В 4 квартале доля покупок авто в кредит снизилась в том числе и из-за сворачивания адресной господдержки в октябре (еще, конечно, из-за сезонного фактора - в декабре доходы гораздо выше среднемесячных, что позволяет некоторым покупателям авто избежать кредита). В первом квартале 2018 года адресные программы были возобновлены и рост вновь налицо.

Период Доля автомобилей, купленных в кредит, от общего числа автопродаж, %

1 квартал 2017 года

45,7

2 квартал 2017 года

46,5

3 квартал 2017 года

52,9

4 квартал 2017 года

49,4

1 квартал 2018 года

50,3

Данные НБКИ и аналитического агентства "Автостат".

Справка
В 2017 году адресные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», предусматривавшие 10-процентную скидку на покупку машины при оформлении кредита, суммировались с общей программой господдержки, действовавшей с 2015 года и предусматривавшей субсидирование кредитной ставки. Адресные программы были запущены в июле и свернуты в конце октября по мере достижения целевых показателей продаж и исчерпания лимита финансирования. В 2018 году адресные программы запущены вновь, но уже без субсидирования ставок - общая программа господдержки не была продлена.

Важную роль «Первого автомобиля» и «Семейного автомобиля» отмечают и банки.

Алексей Бородавин, начальник управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс Банка:

- Во второй половине 2017 года в дополнение к программе субсидирования процентных ставок были запущены программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Совместно эти меры «разогнали» рынок автокредитов и, как результат, повысили уровень продаж автомобилей. Отмена с 2018 года программы субсидирования процентных ставок оказала влияние на рынок автокредитования. Доля продаж автомобилей в кредит от общего количества проданных автомобилей в первом квартале 2018 года снизилась на 5-7% по сравнению с четвертым кварталом 2017 года, но сейчас мы видим, что это был кратковременный эффект.

Алексей Бородавин отметил также, что, несмотря на отказ государства от субсидирования ставок, в начале 2018 года адресные программы только набрали популярность: «Если сравнивать долю выдачи кредитов по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в прошлом году (во время их действия) и в первом квартале 2018 года, то мы видим рост доли выдачи по этим программам в общем объеме выданных банком автокредитов примерно на 15%».

В первую очередь благодаря господдержке банки добились значительного роста выдач в январе-марте 2018 года. Так, в Банке ВТБ объем выданных автоссуд по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 18%, в Русфинанс Банке - на 8%, в Абсолют Банке - на 20%. В Банке Уралсиб отметили, что по программам господдержки было реализовано 42% выданных в первом квартале автозаймов.

И вот - впервые за последние три года физлица в плане автокредитования остаются с банками «один на один» без какой-либо финансовой поддержки со стороны государства (на особом положении оказались только жители Дальнего Востока - для них программа продолжается). Если льготные программы играли такую важную роль, выдержит ли рынок их уход, есть ли шансы, что он продолжит расти «сам по себе»? Представители банков оценивают перспективы осторожно.

Антон Павлов, управляющий директор по розничным продуктам группы Абсолют Банка:

- По нашей оценке, в 2018 году рост выдач автокредитов по отношению к 2017 году составит порядка 10%, несмотря на то, что первый квартал показывает рост на 20%. Это связано в основном с программой государственного субсидирования "Первый и семейный автомобиль". Дело в том, что средства, выделенные государством на эту программу, будут израсходованы уже к концу 2-го квартала, что приведет к снижению объема продаж авто. По мере расходования государственных средств на программу субсидирования средний размер автокредита и, соответственно, объемы выдач будут снижаться.

Алексей Бородавин, начальник управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс Банка:

- Конечно, поддержка государства - не единственный драйвер роста рынка автокредитования, но он очень весомый. Если программы господдержки завершатся в 2018 году, вероятно, в краткосрочном периоде мы увидим негативное влияние на рынок.

Однако при этом отмечается, что господдержка -  не единственное, что толкает рынок вверх. Среди причин, способных простимулировать спрос населения на автоссуды, называют снижение ставок, рост доходов и даже неожиданно проявившуюся нестабильность рубля.

Пресс-служба ВТБ:

- Среди других причин роста автокредитования - улучшение экономической ситуации в стране, снижение ставок на рынке автокредитования в целом, а также наличие у банка специальных программ совместно с автопроизводителями.

Антон Павлов, управляющий директор по розничным продуктам группы Абсолют Банка:

- Обращу внимание, что ослабление рубля приведет к увеличению цен на новые автомобили, в большей степени - авто заграничной сборки. Например, за выходные после "черного понедельника" [9 апреля, когда произошел обвал рубля - Bankinform.ru] Балтинвестбанк выдал 130 млн рублей на покупку автомобилей, при том, что ранее аналогичные показатели не превышали 90 млн рублей. Опасения, связанные с ослаблением курса рубля и последующим ростом цен, уже конвертируются в повышенный спрос на автомобили.

Ставка на автокредиты планомерно уменьшается в связи со снижением ключевой ставки и стоимостью фондирования. Если ЦБ оставит ключевую ставку на текущем уровне, то мы увидим плавное снижение средней ставки на 0,2-0,3% в квартал.

На практике же судить о том, как рынок перенесет отмену господдержки, можно будет не раньше середины лета, когда появится статистика продаж за июнь. Не исключено, что при неудовлетворительной динамике государство может вернуться к льготным программам (вероятно, только адресным) в конце 2018 или начале 2019 года.
Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 4890
Читайте нас в