Председатель Банка России отчиталась перед Госдумой
Три кита адаптации к кризису
Резкое ухудшение внешних условий в конце 2014-го - начале 2015 года (падение цен на нефть и санкции) привели к турбулентности на внешнем рынке и затем к всплеску инфляции. В этой ситуации необходимо было принимать меры, которые позволили бы стабилизировать ситуацию и помочь экономике пройти период адаптации к ухудшившимся условиям.
Первое - это переход к плавающему курсу рубля. Это ключевая системная мера. Хотя переход был небезболезненным, я особенно хочу подчеркнуть, что если бы мы на этот шаг не пошли, по нашей оценке, экономический спад мог быть глубже.
Сейчас плавающий курс работает как встроенный стабилизатор экономики, смягчающий воздействие внешних шоков. Именно поэтому, когда происходили новые витки снижения цен на нефть в августе-сентябре 2015 года и затем в декабре 2015 года - январе 2016 года, не происходило резких скачков инфляции, показатели финансовой стабильности были в норме. Также благодаря плавающему курсу мы смогли сохранить золотовалютные резервы - подушку безопасности для национальной экономики.
Второе - это умеренно жесткая денежно-кредитная политика, которая позволила снизить инфляцию и последовательно двигаться к достижению цели 4% по итогам 2017 года. Весной 2015 года инфляция достигала 15,0%, прошлый год мы закончили с инфляцией 12,9%, сейчас она составляет 7,3% и к концу года мы ожидаем инфляцию 5-6%.
Принимая решение по ставке, мы всегда учитываем состояние экономики. Поэтому после радикального повышения ключевой ставки в декабре 2014 года до 17% мы в течение первой половины 2015 года снижали ее до 11%, после чего из-за нарастания инфляционных рисков приостановили снижение. На последнем совете директоров 10 июня мы приняли решение ставку снизить до 10,5%.
Нам удалось сохранить доверие к финансовой системе, и сейчас пугающие рынок предположения об ограничении движения капитала или запуске печатного станка всерьез не воспринимаются.
Третье - специальные меры, которые носили временный или ограниченный характер. Банк России использовал специализированные инструменты рефинансирования, которые оказывали некоторую поддержку реальному сектору в тех зонах, где есть провалы рынка: проектное финансирование, несырьевой экспорт, малый бизнес.
Банковский сектор: прибыль вырастет, а чистка рынка продолжится
В 2015 году банковская система наращивала капитал, кредитование реального сектора не сильно, но все же выросло, восстановились вклады населения. Удалось сохранить доверие граждан к финансовым институтам: люди не забирали деньги из банков, напротив, объем рублевых депозитов вырос на 25%.
В первой половине года банковская система начинала с убытков, но к концу года восстановила прибыльность. Прибыль по итогам 2015 года составила 192 млрд рублей, а по итогам пяти месяцев 2016 года - 234 млрд рублей. Наши ожидания по прибыли за 2016 год - около 500 млрд рублей.
Мы продолжали последовательную политику по оздоровлению банковского сектора. К сожалению, темпы отзыва лицензий были достаточно высокими. Здесь мы стремимся занимать более проактивную позицию в надзоре, работаем над более ранним выявлением и предупреждением проблем в банках.
Чтобы добиться более раннего предупреждения проблем, на наш взгляд, важно наделить Банк России правом профессионального суждения, поскольку сейчас жестко формализованный в законодательстве подход к банковскому надзору не дает нам часто возможности вмешиваться на стадии, когда в банке еще что-то есть, то есть собственники не вывели все активы. Это важно для защиты прав кредиторов в первую очередь.
Требует дальнейшего обсуждения и изменение отношения к санации. Санация стала применяться чаще. В течение года мы ужесточали требования к санаторам, будем дальше продолжать это делать.
МФО: лишить защиты нелегальных кредиторов
Тема микрофинансирования горячо обсуждается. Я хотела бы еще раз подчеркнуть - на наш взгляд, запрещать микрофинансирование было бы недальновидным. Спрос на короткие займы до зарплаты есть, и если не будет регулируемого бизнеса, люди пойдут к нелегальным кредиторам. Мы предприняли ряд мер по повышению уровня защиты прав граждан, в первую очередь ограничение максимальной стоимости займа и стоимости пеней и процентов в случае просрочки по выплатам. И здесь, я думаю, законодательно уже есть основания двигаться от четырехкратного принципа к двукратному.
Что касается проблемы нелегальных кредиторов, то она требует в том числе законодательного решения. Сейчас ответственность для нелегальных кредиторов, скажем так, недостаточно серьезна. Более того, как это ни парадоксально, сейчас нелегальный кредитор по суду может взыскать долг. Важно лишить, на наш взгляд, судебной защиты договоры с нелегальными кредиторами.
Онлайн-технологии: отвязать людей от офисов
Разработана и реализуется дорожная карта по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке. Электронное взаимодействие снижает издержки компаний, и в конечном счете - стоимость услуг для потребителей, позволяет увеличить доступность финансовых услуг, в первую очередь отвязать их от физических офисов.
Мы создали специальную рабочую группу по технологиям и инновациям внутри Банка России, функция которой - это изучение технологических трендов в финансовой сфере, своевременное выявление тех зон, где нужно изменение регулирования и надзорных практик. Мы стремимся действовать таким образом, чтобы не мешать развиваться новым, более эффективным и удобным для потребителей технологическим решениям, но и не допускать накопления рисков, которые могут снизить уровень защиты прав потребителей. В прошлом году мы создали Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (FinCERT), который в том числе оказывает методическую помощь участникам рынка в обеспечении как можно более высокого уровня киберзащиты.
Национальная платежная система: ждите массового «Мира»
В 2015 году заработал операционно-клиринговый центр НСПК. Все внутрироссийские операции по картам международных платежных систем проводятся через него. Проект по переводу платежей внутрь России проводился в очень сжатые сроки, что было связано с внешнеполитическими рисками, но был реализован на качественном технологическом уровне, который соответствует международным стандартам. В конце прошлого года была проведена пилотная эмиссия карт национальной платежной системы - карт «Мир». Карты уже выпускаются крымскими банками (и принимаются повсюду в Крыму) и рядом других банков. Массовая эмиссия карт начнется во второй половине этого года.
Сомнительные операции: на треть меньше
По нашим оценкам, объем сомнительных операций сократился примерно на одну треть. Система мониторинга стала оперативнее. Повысилась выявляемость сомнительных операций в небанковском секторе, в том числе, благодаря нашим сквозным проверкам, которые мы можем осуществлять как мегарегулятор.
В 2015 году было выведено с рынка достаточно большое количество недобросовестных игроков: 93 банка, 96 страховых компаний, 21 НПФ, 1703 микрофинансовые организации, 609 профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе, одна из причин была и обслуживание теневого сектора экономики.
Задача на 2016-ый: инфляция 4%
Какие задачи стоят перед нами сейчас? Это проведение процентной политики, которая позволит достичь цели по инфляции 4% к концу 2017 года. Наш принцип инфляционного таргетирования состоит в том, что Банк России снижает инфляцию не любой ценой, а учитывает ситуацию в экономике, рассматривает вопросы финансовой стабильности при принятии решений. Я хотела бы подчеркнуть, что политика по достижению инфляции в 4% - это часть общей экономической политики, направленной на создание условий экономического роста.