Эксперты считают, что это свидетельствует о возможном приближении «потребительской паники»
Россияне стали чаще опасаться за состояние финансовой системы страны после введения Западом ряда санкций. Ожидание экономического кризиса повлекло изменения в финансовом поведении наших сограждан. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в октябре 2014 года.
Напомним, аналогичное исследование НАФИ проводило в мае текущего года. Тогда опрос показал весьма оптимистичные результаты: массовых опасений в обществе не было, а в дальнейшей стабильности отечественной экономики, собственно, как и в устойчивости финансовой системы, сомневались лишь 31% россиян. Повторный опрос продемонстрировал тревожную тенденцию: уже более половины россиян (52%) считают, что вводимые санкции стран Запада негативным образом влияют на финансовую систему страны, провоцируя финансовый кризис в России.
По данным агентства, доля россиян, отказавшихся от каких-либо финансовых услуг из-за санкций Запада, выросла с мая 2014 года с 1% до 7%. Одновременно замечен рост (с 2% до 20%) числа тех, кто задумывается над этим, но пока не поменял свое поведение.
Большинство россиян (70%) никак не изменили свои потребительские привычки из-за текущей экономической ситуации. Тем не менее, каждый десятый (11%) опрошенный стал покупать более дешевые продукты и практически столько же (9%) сократили объем покупок. Около 4% россиян стали копить деньги или увеличили сумму вложений или сбережений. Лишь незначительное число граждан (3%) отказались от совершения крупных покупок (машины, квартиры и т.п.), столько же россиян отказались от поездок за рубеж.
«Колебания курсов иностранных валют, по которым россияне обычно судят о состоянии отечественной экономики, а также ответные санкции государства, сказавшиеся на наличии в продаже некоторых товаров, сделали свое дело. Потребители получили фактическое подтверждение того, что санкции могут оказать влияние на их жизнь. Тот факт, что более четверти россиян начали изменять свое финансовое поведение, свидетельствует о возможном приближении «потребительской паники». Она обычно сопровождается сначала резким массовым сокращением расходов, в том числе и в сфере финансовых услуг, а затем скачком спроса на некоторые товары, когда потребители стараются потратить денежные средства, чтобы не потерять их», - отмечает руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.