Причинами этого эксперты называют финансовую неграмотность россиян и недоверие к финучреждениям
Доступность финансовых продуктов и услуг в России в настоящее время находится на сравнительно невысоком уровне. К такому выводу пришли эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и компании CGAP в результате исследования.
«С одной стороны, доля трудоспособного населения, охваченная различными кредитными, карточными и сберегательными продуктами и услугами, достаточно высока и составляет 77%. В то же время пользование такими продуктами нельзя назвать активным: чаще всего потребители используют услуги, оформление которых регламентировано законодательством или определяется третьими лицами - зарплатные карты (44%), дополнительное медстрахование, оформленное работодателем (17%), ОСАГО (22%)», - отметили в НАФИ.
По оценкам экспертов, одним из наиболее значимых барьеров к пользованию финансовыми услугами является уровень доверия к их поставщикам. Лучше всего россияне относятся к банкам (74% россиян доверяют им), страховые, инвестиционные компании и МФО пользуются меньшей популярностью (44%, 21% и 14% соответственно). «В первую очередь такие показатели объясняются низкой осведомленностью населения о деятельности этих организаций и неуверенностью в наличии возможности защитить свои права при возникновении каких-либо проблем», - поясняют эксперты НАФИ.
Сами потребители важнейшими барьерами к пользованию финуслугами называют высокую сложность продуктов и отсутствие унифицированного представления их характеристик и условий пользования, а также надежность поставщика услуг.
Эксперты отмечают, что серьезной проблемой остается низкий уровень финансовой грамотности населения, который приводит к тому, что многие потребители не понимают различий между продуктами или даже не осознают, что пользуются некоторыми из них.
По оценкам НАФИ, россияне гораздо более активно пользуются кредитными услугами (39%) по сравнению со сберегательными (24%).