Граждан освободят от сбора документов

28.08.2014 13:54
Скопировать ссылку

Сведения о недвижимости будут запрашивать нотариусы, страховщики и банки

Обязанность получать сведения из госкадастра и реестра прав при совершении сделок с недвижимостью будет переложена с граждан на нотариусов, страховщиков и кредитные организации. Соответствующий законопроект одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. По мнению чиновников, документ ускорит проведение сделок. Но страховщики говорят, что эффект может быть обратным, а юристы считают, что гражданам нужно оставить возможность самим собирать необходимые документы.

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, обязывающий нотариусов, страховщиков и банки самостоятельно запрашивать сведения о недвижимости при совершении гражданами сделок с ней. Как указано в пояснительной записке к документу, проект разработан Минэкономики в рамках «дорожной карты» о повышении качества госуслуг в сфере кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на имущество, утвержденной правительством 1 декабря 2012 года. Целями «дорожной карты» являются в том числе сокращение сроков госрегистрации прав на недвижимость до семи дней, «создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг», минимизация бумажного документооборота и перевод услуг в электронный вид.ффект может быть обратным, а юристы считают, что гражданам нужно оставить возможность самим собирать необходимые документы.

Сейчас граждане для совершения сделок с недвижимостью сами собирают необходимые сведения из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а потом уже обращаются к нотариусам, страховщикам, в банки. Законопроект запрещает нотариусам, страховщикам и банкам требовать эти документы от клиента. Вместо этого они должны самостоятельно запросить их, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Ответы на такие запросы, указано в документе, должны предоставляться в электронном виде. «Принятие законопроекта позволит ускорить процесс рассмотрения обращений граждан и принятия соответствующих решений нотариусами, страховыми и кредитными организациями, упростит межведомственный документооборот»,- считают его авторы. Далее проект будет рассмотрен на заседании правительства.

По словам партнера юридической фирмы ЮСТ Александра Боломатова, эта идея соответствует мировому опыту - например, во Франции и Германии такими вопросами занимаются нотариусы. «В России давно говорили о необходимости освобождения граждан от обязанности собирать множество документов: это поможет в том числе пресечь деятельность подозрительных контор, которые на этом наживаются»,- говорит он. Однако, считает юрист, правильнее было бы сохранить возможность выбора для граждан - самим собирать документы или поручить это нотариусу. В регионах сбор сведений исключительно нотариусом может препятствовать или затягивать совершение сделки, отмечает господин Боломатов: бывает, что в населенном пункте работает один нотариус, но он может заболеть или его могут лишить полномочий. «Сейчас нотариат недостаточно клиентоориентирован. Было бы логичным сделать это коммерческой услугой нотариусов: многие люди готовы заплатить деньги за оказание качественной услуги. Кроме того, запросам нотариусов доверяют больше, но следовало бы установить сокращенные сроки ответа госорганов на их запросы»,- добавляет он.

Как пояснили во Всероссийском союзе страховщиков, страховщики попали в законопроект как пристегнутая сторона сделки - в рамках заключения договора по страхованию залогов, например по ипотеке. На рынке пока затрудняются оценить, усложнит ли это работу страховых компаний. Как заявил глава дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев, «механизм получения выписок до нас не доведен, а уж тем более не доведена информация, платная это услуга или нет». По его словам, опыт других стран показывает, что подобные услуги для коммерческих организаций являются платными и не оказываются день в день. «То есть по крайней мере можно сказать, что мы не сможем оформить договор страхования в день обращения клиента»,- рассуждает господин Княгиничев.

Источник:
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ
Просмотров: 1874
Читайте нас в