Банки, санкции и что из этого выйдет

01.08.2014 15:29

Пять крупнейших госбанков России попали в западные «черные списки»

В четверг Евросоюз назвал поименно российские кредитные организации, попадающие под секторальные санкции: ими стали Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и Газпромбанк. Несколькими днями раньше США включили в свой «черный список» ВТБ, Банк Москвы, Россельхозбанк и Газпромбанк. Как в тот, так и в другой список попал также Внешэкономбанк, но это особая финансовая организация, не являющаяся банком в привычном для населения понимании этого слова. Итак, что собственно означают эти санкции, насколько страшны они для кредитных организаций и их клиентов, и каковы будут последствия для экономики в целом? Давайте разбираться.

Прежде всего стоит четко оговорить, что напрямую клиентов указанных банков санкции никак не коснутся. Нынешние санкции принципиально отличаются от тех, под которые в марте попали СМП Банк, «Россия», Инвесткапиталбанк и Собинбанк. Сейчас ничьи зарубежные счета замораживаться не будут, Visa и MasterCard также останутся в стороне (обе компании сразу объявили, что не имеют оснований блокировать карты новичков «черного списка»).

Новые санкции секторальные, то есть несут в себе удар по финансовому сектору России в целом. Их цель - ограничить доступ российских госбанков к западным рынкам капитала, сломав тем самым привычные схемы финансирования и вызвав проблемы с ликвидностью. Теперь (по крайней мере, в течение ближайших месяцев) на европейском и американском рынках нельзя покупать облигации, новые акции и «подобные инструменты» (векселя и пр.) внесенных в «черный список» банков. Американские компании также не смогут предоставлять этим банкам кредиты (либо рефинансировать имеющиеся кредиты) на срок более 90 дней.

На этом запреты заканчиваются. То есть, попавшие под санкции банки по-прежнему могут брать краткосрочные кредиты в США и любые кредиты в Европе. Их акции, выпущенные до введения санкций, будут по-прежнему торговаться на американском и европейском рынках. Кроме того, имеется ряд широких «лазеек». Во-первых, европейские санкции не распространяются на европейских «дочек» российских банков, а таковые имеются у Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка и охватывают в совокупности 13 европейских стран, не считая Белоруссии и Украины. Акции и облигации, выпущенные «дочками», будут допускаться на европейские рынки без ограничений. Во-вторых, санкции не учитывают производные инструменты, и при необходимости российские банки могут выбросить на западные рынки деривативы, «завязанные» на их акции. Наконец, текст европейских санкций включает очень интересную оговорку, гласящую, что физическое либо юридическое лицо, нарушившее запрет (например, прикупившее пакет ценных бумаг Сбербанка), освобождается от ответственности, если сможет доказать, что не знало о введении санкций.

В общем, ситуация пока выглядит не такой уж и страшной, в особенности в том, что касается Европы. Однако, считать, что банки могут не обращать внимания на санкции, в корне неверно. Все же их финансирование в значительной мере «завязано» на западные рынки капитала. Сейчас отдельные эксперты говорят о возможной переориентации на восточные рынки (Китай, Гонконг, Сингапур), однако такой процесс, если и начнется, займет немало времени. В условиях, когда поток «длинных денег» из США перекрыт, из Европы ограничен, а платить по долговым обязательствам нужно по-прежнему, определенные проблемы с ликвидностью у банков, оказавшихся в «черном списке» могут возникнуть. Правда, не в ближайшее время. Все эти банки обладают большим количеством высоколиквидных активов, а ЦБ РФ сразу же по введению санкций заявил, что готов их поддержать.

Иное дело, если санкции ужесточатся со следующим пакетом. А этого вполне можно ожидать, если учесть, что менять свою политическую позицию по Украине Россия явно не собирается. Многие эксперты настроены по этому поводу пессимистично.

В случае ужесточения санкций и возникновения дефицита ликвидности первое, на чем это отразится - кредитные ставки, которые пойдут в рост. Если процент по кредитам поднимут крупнейшие банки (а именно они и попадают под санкции), тенденция понемногу охватит весь рынок. Регулятор на фоне нестабильности валютных курсов и повышенного уровня инфляции вряд ли решится на понижение ставок рефинансирования, а значит не сможет нивелировать этот процесс.

Аналогично должна развиваться ситуация и на депозитном рынке: для пущего привлечения ликвидности банки пойдут на повышение доходности вкладов. Хотя, учитывая, что баланс между активами и пассивами в сегменте физических лиц в этом году стал смещаться в негативную для банков сторону, рост ставок по потребительским кредитам, вероятно, обгонит рост ставок по вкладам населения.

Впрочем, пока ситуация остается стабильной, угрозы для равновесия банковского сектора нет. А нерешительность Евросоюза в плане введения санкций и их половинчатость оставляют место для позитивных прогнозов. Отдельные аналитики уверены, что через три месяца санкции могут быть не ужесточены, а, наоборот, смягчены. Похоже, только в сентябре-октябре вопрос о том, чем для российской экономики обернется политическое противостояние с Западом, обретет окончательную определенность.

Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 8885
Читайте нас в