Заемщики в законе

02.07.2014 12:07
Скопировать ссылку

1 июля вступает в силу закон о потребительском кредите, который унифицирует правила предоставления займов. Банки готовы к новым правилам игры

Банкиры и правозащитники считают, что единая форма договора с указанием эффективной ставки в правом верхнем углу сделает отношения банков и клиентов прозрачнее. Свежие формы договоров, соответствующие требованиям закона №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», были подготовлены банками заранее, и кредитные организации готовы работать по новым правилам. Об этом сообщили представители банковского сообщества в ходе встречи с журналистами на пресс-конференции.

Лицом к заемщику

По словам заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, в условиях «перегрева» рынка потребкредитования закон более чем актуален. Полная информация о займе и возможность в течение 5 дней оценить условия сделки, прежде чем подписать документ, поможет гражданам более взвешенно подходить к оформлению кредитов.

Кроме того, закон активно защищает права граждан. Обязанность кредиторов раскрывать полную стоимость займов и помещать эту информацию «во главе угла» отсекает возможность «зашифровать» комиссии и слукавить. Отчасти он ограничивает ставки. Среднерыночную ставку, которую банкиры смогут превышать не более чем на одну треть, будет рассчитывать ЦБ.

«Мы оцениваем закон о потребкредите, как шаг в сторону клиентов банков, - подчеркнул спикер. - Достаточно упомянуть, что в документе детально прописаны процедуры взаимодействия с заемщиком, в том числе при возникновении просрочек. Предусмотрена возможность вернуть всю сумму кредита без уведомления кредитора в течение 14 дней, заплатив проценты лишь за этот срок пользования займом».

Штрафные санкции: ЦБ знает меру

Существенным изменением, как отметил заместитель председателя правления банка «Резерв» Илья Херсонцев, является то, что закон ограничивает и неустойку. Ее максимум не должен превышать 20% годовых, если по условиям договора есть проценты за нарушения. И не более 0,1% в день, если по условиям договора за нарушение не предусмотрено начисление процентов на сумму кредита. При этом все ограничения по досрочному погашению кредита для граждан отменены: единственное, что банк может потребовать от клиента, - досрочное погашение должно осуществляться в дату внесения планового платежа.

Мелкий шрифт вне закона

Президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев считает, что закон, прежде всего, обеспечивает гражданам доступ к достоверной и полной информации. «Дело чаще всего не в величине ставок и не в наличии комиссий, а в том, что человек «подписывается» на один продукт, а получает, по сути, другой». В пример он привел истории с кредитными картами одного из банков, которые рассылались в дар клиентам. Даже если человек не пользовался заемными деньгами, ему в конце года приходил «счет». О комиссиях за активацию карты было написано излюбленным мелким шрифтом.

Но мнению правозащитника, закон требует некоторой доработки, ведь в нем нет четкой ссылки на закон о правах потребителей, а это следовало бы сделать, для того чтобы предельно ясно обозначить, что одна из сторон сделки является более незащищенной.

Начальник управления кредитных продуктов УБРиР Светлана Давыдова отметила, что банк внес изменения в процедуру предоставления потребительских кредитов, и уже сегодня заемщики будут подписывать договоры, составленные по новой «форме закона». С общими условиями договора все желающие могут ознакомиться на сайте банка, а индивидуальные условия потребкредита составляются в табличной форме, хорошо читаемым шрифтом. Мелкие буквы в банковских договорах ушли в прошлое.

Банки были осведомлены о введении нового закона и уже перестроили свою работу и документы в соответствии с новыми требованиями.

Автор:
Источник:
ИА «БанкИнформСервис»
Просмотров: 3325
Читайте нас в