Банк России поднял ключевую ставку на 50 б.п. до 7,5%. Соответственно, также на 50 б.п. выросла стоимость всех остальных инструментов рефинансирования ЦБ.
Одновременно ЦБ запускает новый инструмент рефинансирования: регулятор будет предоставлять банкам инвестиционные кредиты на срок до 3 лет под 6,5% годовых. В качестве обеспечения по этим кредитам банки могут использовать права требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям Постановления Правительства от 14.12.2010 г. № 1016 "Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий РФ по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов".
Первое решение мы расцениваем как сигнал о том, что ЦБ признает, что прежние ориентиры по инфляции на 2014 г. (5%) уже не будут достигнуты, задавая новую цель в 6%. Новое повышение мотивировано исключительно появлением дополнительного инфляционного давления, связанного не столько с ослаблением курса рубля, сколько с фундаментальными причинами (ограниченностью предложения отдельных продуктов на локальном рынке). Создается впечатление, что теперь ЦБ взвешивает анти-инфляционные меры совокупно, считая, что риски, которые побудили ЦБ экстренно повысить ставки (в т.ч. и геополитические) ранее, до сих пор актуальны, и предыдущих мер по ужесточению политики оказалось недостаточно. Следуя этой логике, надежды на возможность снижения ставок в среднесрочной перспективе исчезают.
Время для второго решения, на наш взгляд, выбрано неслучайно. Параллельное предоставление банкам возможности получения дешевых целевых долгосрочных кредитов может ослабить характерные для длительной жесткой политики опасения, что повышение ключевой ставки рано или поздно негативно скажется на инвестиционном кредитовании. Теоретически данная мера позитивна, поскольку должна способствовать увеличению объема длинной рублевой ликвидности: банки получают длинное фондирование в дополнение к депозитной базе, могут частично заместить средства, привлекаемые на рынках капитала. Однако на практике у нас есть опасения, что данным инструментом смогут пользоваться лишь очень ограниченное число участников. Наши предварительные оценки показывают, что на начальном этапе по уровню капитала под критерии ЦБ (50 млрд руб.) по этим кредитам пока подпадают менее 20 банков, что весьма узкий круг. При этом чистый эффект от новых решений на экономику будет во многом зависеть от практической реализации этих инициатив. Если технически получение новых длинных инвестиционных кредитов от ЦБ окажется достаточно долгим и трудоемким процессом, есть риск, что на состоянии экономики быстрее скажется временный негативный эффект от повышения ключевой ставки, чем позитивное воздействие от удешевления длинных кредитов на инвестиционные проекты.