Как венчурные фонды работают в России - эффективны ли они, реально ли помогают развитию бизнеса?
В России в деятельности венчурных фондов прослеживается тенденция более охотного инвестирования в крупные проекты (объем инвестиций - от 1 млн долларов). Эффективность их деятельности сложно измерить в абсолюте, однако за последнее время наблюдалось большое количество «провалов» у крупнейших стартап-проектов.
При этом инфраструктура для развития малых стартапов в нашей стране пока находится в зачаточном уровне: это выражается и в нехватке специализированных конкурсов для стартаперов (один из немногих конкурсов проводит ВШЭ), и в небольшом количестве «бизнес-инкубаторов», и в «стандартных» препятствиях для открытия малого бизнеса в России.
Какого рода проекты имеют больше шансов заинтересовать инвесторов?
В настоящее время наиболее перспективными для инвестирования считаются проекты, связанные с информационными технологиями, электронной коммерцией, туризмом.
Насколько сложно стартаперам «договориться» с инвесторами? Как еще помимо венчурных фондов стартаперы находят деньги на раскрутку своего бизнеса?
Сложность в том, чтобы «продать себя» инвесторам, в России испытывают малые проекты. Создателям таких проектов часто приходится рассчитывать только на собственные силы и капитал. Часто для первоначального взноса требуется кредит. В связи с отсутствием достаточного количества бизнес-инкубаторов, стартаперам также нужно искать место и средства для организации рабочего пространства.
Влияет ли состояние экономики на активность венчурных фондов? Когда инвесторы охотнее доверяют идеям стартаперов - в периоды застоя или подъема экономики?
Инвесторы гораздо охотнее вкладывают в новые идеи в период подъема экономики, а в период застоя стараются снижать риски и инвестировать в более консервативные инструменты. Такая же схема наблюдается и на рынке ценных бумаг.