Может ли Сахалин стать русским Кипром? Мнения предпринимателей и финансистов разделились
«Пора вернуться к теме создания собственных оффшоров на территории РФ, - говорил Дмитрий Медведев. - Может нам какую-то зону создать на Дальнем Востоке. У нас там мест много хороших: Сахалин, Курилы. Заодно, может быть, часть денег, которые на Кипре, а также в других зонах, к нам переедут».
Члены РСПП с воодушевлением восприняли предложение премьера. «Я считаю это очень интересной идеей», - сказал глава Банка ВТБ Андрей Костин. Президент РСПП Александр Шохин отметил, что такая мера способствует привлечению средств в российские банки и сразу же предложил устроить в России три оффшора: Владивосток, Калининград и Сочи. Поддержали премьера и политики: председатель думского комитета по экономической политике Игорь Руденский заявил, что открытие оффшорной зоны окажет серьезную поддержку дальневосточной экономике.
С критикой инициативы выступили Алексей Кудрин и Владимир Потанин. Гендиректор «Норильского никеля» пояснил, что внутренний оффшор нарушит конкурентную среду, «новый» и «старый» бизнес будут поставлены в принципиально разные условия. Кроме того, он заметил, что не стоит путать налоговые льготы с оффшорной юрисдикцией.
Алексей Кудрин был более категоричен. «Реализация идеи о создании оффшорной зоны на российском Дальнем Востоке будет иметь разрушительные последствия для финансовой системы РФ», - резюмировал он.
Реакция министров финансово-экономического блока, а также президента России Владимира Путина пока не озвучивалась.
На сегодняшний день в России в некотором смысле оффшором можно считать Калининградскую область, на территории которой Налоговым кодексом оговорены льготы для резидентов особых экономических зон. До 2004 г. внутренними оффшорами являлись Чукотский АО, Калмыкия и некоторые другие регионы, власти которых устанавливали «местные» льготы по налогу на прибыль. С 2004 г. такая практика законодательно отменена.