
Автомобилист не может с закрытыми глазами вести автомобиль. Точно так же без управленческого учета бизнесмен не сможет видеть целостной картины деятельности своей компании.
Управленческий учет окружен разнообразными мифами. Попробуем понять, есть ли в них доля правды.
Миф №1. Управленческий учет - это вторая, серая, бухгалтерия. Многие под управленческим учетом понимают правдивую информацию, а под бухучетом - то, что считают возможным и нужным показать другим. То есть управленческий учет, по сути, используется для прикрытия «забалансовых» дел организации.
На самом деле это не верно. Управленческий учет - это не «вторая бухгалтерия» компании. Это отчетность, которая показывает предпринимателю, насколько эффективным может быть его бизнес, как меняется спрос на товар, сколько его было продано и по какой цене.
Система управленческого учета состоит из множества процедур, которые в процессе деятельности компании могут меняться в зависимости от целей управления. Тем не менее они должны отвечать основным принципам финансового (бухгалтерского) учета:
- непрерывность учета;
- использование единых для планирования и учета единиц измерения;
- сопоставимость;
- полнота;
- требование приоритета содержания перед формой;
- требование непротиворечивости;
- периодичность;
- оперативность;
- достаточность.
По большому счету управленческий учет отражает реалии жизни компании. Необходимость в нем появляется, как только количество сотрудников превышает два человека. Даже в маленькой компании единственному владельцу нужно знать, сколько денег ему каждый месяц необходимо на расходы, включая реальную зарплату и другие расходы, когда какие-то мелочи проще купить заналичные и незаморачиваться с чеками и оформлением.
Миф №2. Управленческий учет - особый вид учета, не имеющий ничего общего с финансовым (бухгалтерским) учетом.
В реальности управленческий учет совпадает с бухгалтерским частично- в отношении официальных поступлений и выплат. Но у этих учетов разные задачи, азначит, и разное исполнение.
В бухгалтерском учете и отчетности заинтересованы прежде всего внешние пользователи: налоговые органы, органы статистики, банки. Он опирается на действующее законодательство и нормативные акты.
Цель же управленческого учета - обеспечивать своевременное и точное информирование собственников и, возможно, инвесторов о деятельности компании, служить необходимой основой для прогнозирования, планирования нормирования, анализа и контроля.
Часто какие-то расходы по бухгалтерскому учету просто невозможно бывает провести (например, услуги оказаны сторонней организацией или частным физическим лицом, но покакой-то причине отсутствуют унифицированные первичные документы, а для управленческой отчетности это просто не имеет значения, это все равно необходимая статья расходов). Или могут существовать отличия в методологии. Например, доходы и расходы в управленческом учете отражены с НДС, в то время как потребованию законодательства в бухгалтерском учете эти статьи отражены без косвенных налогов или основные средства в бухгалтерском учете стоимостью до 40000 руб. единовременно относятся на расходы, а в целях управленческого учета могут амортизироваться и т.п.
Тем не менее первичная информация для управленческой отчетности формируется на основе данных бухгалтерского учета и без достоверной бухгалтерской отчетности невозможно корректно построить управленческий учет.
Не стоит забывать, что управленческий учет- это внутреннее дело каждого предприятия. Он позволяет получить отчетные данные в интересующих управленцев разрезах: по центрам ответственности, по регионам присутствия обособленных подразделений, по местам возникновения затрат. Отчетность должна позволять собственникам или директорам быстро принимать необходимые эффективные решения, оперативно реагировать на поступающую информацию, а данные, которыми они пользуются, не должны вводить их в заблуждение.
Миф №3. Постановка, внедрение и ведение управленческого учета- очень сложная и дорогостоящая процедура, требующая использования специальных программных продуктов и большого штата узкопрофильных специалистов.
На малых предприятиях внедрять управленческий учет не сложно. Его можно вести просто в таблицах Excel силами одного сотрудника. Главное- чтобы он был понятен всем собственникам. Как правило, это таблица доходов и расходов - когда получено или уплачено, сколько, на какие цели. И все статьи группируются, чтобы заинтересованные лица могли посмотреть и понять бизнес - какие периоды наиболее доходные или расходные, на какие цели тратятся деньги. Для внедрения управленческого учета в компании необходима жесткая финансовая дисциплина. Каждый собственник или руководитель должен сообщать о каждой трате, все данные должны собираться в едином центре в режиме, максимально приближенном к реальному времени. Только тогда управленческая отчетность будет отражать реальное положение дел в компании.
Когда бизнес перерастает определенные рамки, целесообразно внедрить систему управленческого учета, но дело это не дешевое. По некоторым данным, автоматизированные системы управленческого учета используют всего лишь около 10% предприятий. Но в любом случае у предпринимателей всегда есть выбор- внедрять эти системы в своих компаниях или использовать более простые методы подсчетов, чтобы регулярно получать ответы на вопрос о том, как сделать свой бизнес эффективным.
Автор - председатель правления СДМ-банка
Источник: "Ведомости"